Знаменательный случай в русской военной истории произошел 140 лет назад, в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Россия тогда вступила в борьбу за независимость балканских государств. На суше превосходство Русской армии обозначилось сразу, на море – турецкий флот представлял значительную угрозу.
В борьбе черноморских флотов Российской и Турецкой империи впервые были произведены не испытательные, а боевые применения торпед. В терминологии того времени, самодвижущиеся мины. Первой на этом поприще стала Россия.
Сама торпеда сигарообразной формы была изобретена в Австро-Венгрии, но впервые запуск совершен с русских катеров. Инициатором установить торпеды на катерах принадлежала в будущем легендарному адмиралу С.О. Макарову, на тот момент бывшего еще капитаном 2-го ранга.
Торпеды были установлены на двух катерах, Чесма и Синоп.
Первая атака оказалась неудачной. Это произошло в конце декабря 1877 года, недалеко от Батума (современный Батуми). Тогда русский моряки приняли мачты трех броненосцев, за один трехмачтовый корабль. Торпеды прошли между кораблями и ударились о берег.
Вторая удачная атака была произведена 26 января 1878 года. Вот как ее описывает командование Черноморского флота: «Капитан 2-го ранга Макаров, узнав, что в Батуме стоит турецкая эскадра, решил, что минная ночная атака будет весьма полезна для общего дела… Макаров спустил минные катера: «Чесма», под управлением лейтенанта Измаила Зацаренного и «Синоп», под командованием лейтенанта Щешинского... Катера отвалили от борта в 11 часов 20 минут ночи и, несмотря на сильный туман, чрезвычайно затрудняющий отыскание бухты, в половине второго часа, когда взошла луна, они подошли к батумскому рейду, где, осмотревшись, увидели семь военных судов, стоявших кормой к берегу...».
Атаковать было решено сторожевой двухмачтовый винтовой пароход «Интибах», находившийся ближе всего к катерам. По кораблю были выпущены две торпеды, каждая из которых несла 27 кг взрывчатки.
«Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен, пустили одновременно свои самодвижущиеся мины. Мина Зацаренного ударилась у грот-мачты, а мина Щешинского — немного правее. Обе взорвались одновременно. Слышен был сильный взрыв… Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа…», — описал в рапорте произошедшее С.О. Макаров.
«От взрыва мин до того момента, как скрылись мачты погибшего парохода, прошло не более двух минут», — отметил в рапорте генерал Аркас.
Из 35 находившихся на борту моряков от взрыва погибли 23. Зацаренный хотел было спасти выживших членов команды, но из-за плававших вокруг обломков корабля не решился приблизиться. В 3:15 ночи катеры вернулись на пароход «Великий князь Константин». Пароход отправился в Севастополь.
Это было первое успешное применение торпед в боевой обстановке. Мировая пресса восторгалась капитаном 2-го ранга С.О. Макаровым, он получил множество поздравлений.
Таким образом Российская Империя показала свою мощь на море.