Бесплатно

С нами Бог!

16+

13:24

Четверг, 28 мар. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Почему государственные «нацпроекты» обычно заканчиваются ничем?

13.02.2018 00:32

На вопрос отвечает Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН

Социальная политика в России отличается крайней импульсивностью: то ничего государством не делается, расходы на нее постепенно сворачиваются, то вдруг следует период лихорадочной активности с раздачей налево и направо денег. Почему так происходит? Давайте попробуем вспомнить, что происходило в течение последних пятнадцати лет.

Как залить проблемы деньгами

Первая точка, привлекающая внимание — объявление осенью 2005 года о начале т.н. «приоритетных национальных проектов», касающихся образования, здравоохранения, жилищной сферы и развития агропромышленного комплекса. Почему именно тогда государство решилось на масштабные социальные затраты?

Давайте сопоставим три факта.

В начале 2005 года страну сотрясли протесты в связи с «монетизацией льгот». На улицы вышли пенсионеры, которые всегда считались опорой власти.
В конце 2004–начале 2005 года произошла украинская «оранжевая революция».
1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд, куда перечислялись сверхдоходы от экспорта нефти и газа. К концу 2005 года там скопилось уже чуть ли не $40 миллиардов. Это подавалось как успех тогдашней экономической политики. Но простые люди не понимали, почему у них в карманах пусто, а такие огромные деньги просто складываются в кубышку.
Эти три факта сильно напрягли власть, которая вдруг решила, что в любой момент в подведомственной ей стране может произойти что-то типа «цветной революции». Думаю, что эти страхи были безосновательны хотя бы из-за того, что в России не было своего Ющенко или (тогда ещё не было) Навального, которые своей харизмой могли бы увлечь людей за собой. Но предупреждать подобное развитие событий решили старым, чуть ли не советским способом — залить проблемы деньгами. Как это, кстати, сделали чуть раньше для того, чтобы погасить недовольство «монетизацией льгот».

То, что выбор социальных приоритетов был во многом ситуативным, говорит и набор направлений, по которым должны реализовываться объявленные «приоритетные национальные проекты». В них не оказалось культуры и науки (видимо, власть не понимает, как здесь получить быстрый и наглядный эффект, который можно использовать в пропаганде).

В 2006 году еще одним «национальным проектом» фактически стала демография, где упор был сделан на повышении рождаемости.

Был создан специальный совет при президенте, который возглавил работу по реализации этих проектов во главе с Владимиром Путиным, открылся специальный сайт rost.ru, на котором размещалась информация об успехах. Но вот что любопытно: этот сайт перестал обновляться в мае 2009 года. А сейчас, если набрать этот адрес, то попадаешь на электронный ресурс «Партии роста» Бориса Титова, никакого отношения к «нацпроектам» десятилетней давности не имеющей.

Потом тема нацпроектов активно использовалась в период предвыборной кампании Дмитрия Медведева в 2008 году, которому как первому вице-премьеру было поручено стать главным по раздаче денег на социалку.

Замах на рубль, удар на копейку

Но все-таки что-то ведь было сделано за 2006-2009 годы? Деньги потратили солидные — несколько сот миллиардов рублей. Что получили в результате?

Повысили зарплату участковым врачам, закупили много медицинского оборудования и машин скорой помощи, стали выдавать т.н. «родовые сертификаты» беременным женщинам, ввели материнский капитал, финансово поддержали вузы, провели в школы интернет, пытались построить побольше жилья, помочь фермерам и сельским мелким хозяевам, повысить рождаемость.

Кое-что действительно сдвинули. Например, в стране увеличилась (по крайней мере, по официальным данным) ожидаемая продолжительность жизни, стало больше рождаться детей, чуть получше стала материально-техническая база образования, сельчанам раздали породистый скот. Но те амбициозные цели, которые были поставлены, далеко не по всем направлениям были достигнуты.

Например, в 2007 году Владимир Путин говорил о необходимости к 2010 году вводить ежегодно в среднем по 80 млн кв. м жилья. Этого, как показывает официальная статистика, не произошло до сих пор и не произойдет в обозримом будущем. В 2008 году, по данным Росстата, было введено лишь 64,1 млн кв. м, а в 2009 году – всего 59,9 млн кв. м жилья. При этом доля аварийного жилья даже увеличилась.

Несмотря на вложенные в здравоохранение сотни миллиардов рублей и некоторое улучшение отчетности по смертности и ожидаемой продолжительности жизни качественного прорыва к лучшему так и не произошло. Ровно то же самое относится и к образованию, поддержке мелких сельхозпроизводителей. Финансирование развития человеческого капитала, чуть повысившись, если оценивать долю госрасходов в ВВП, все равно оставалось примерно вдвое ниже уровня развитых стран.

После 2009 года власти, судя по всему, успокоились, посчитав, что свое дело сделали. А тут еще начался экономический кризис, который не завершился и до сих пор. Недаром многие авторитетные эксперты говорят об истекшем десятилетии как о «потерянном». И перспективы, по крайней мере, на среднесрочную перспективу, неутешительны.

Поэтому, так и не добившись качественного перелома в социальной ситуации, в России начали медленно, но неуклонно экономить на расходах на образование, здравоохранение и даже на пенсионное обеспечение. Доля в ВВП государственных средств, идущих на эти цели, в последние годы снижается, происходит замещение гарантированной Конституцией бесплатности платностью. И это на фоне снижающихся уже четвертый год подряд реальных доходов большей части населения.

«Нацпроекты», версия 2.0

Нельзя не упомянуть и еще об одной попытке кавалерийского наскока на накопившиеся социальные проблемы. Это т.н. «майские» (2012 года) указы президента, в которых в очередной раз были поставлены амбициозные задачи — на этот раз по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Видимо, в тот момент возобладало мнение, что все худшее в экономике позади и цены на нефть всегда будут более $100 за баррель. А потом, по итогам 2013 года, еще до санкций, ВВП вырос всего на 1,3%.

В результате, чтобы выполнить целевые параметры по росту зарплат пришлось бросить на это основные средства региональных бюджетов, одновременно сокращая численность занятых в образовании и здравоохранении, манипулируя с зарплатной статистикой, приостановив процесс обновления материальной части этих сфер. А ведь по недавнему признанию министра образования и науки Ольги Васильевой, в трех тысячах российских школ (6% от их общего числа) до сих пор нет канализации!

Результат этой очередной социальной кампанейщины понятен: российский человеческий капитал не готов адекватно ответить на вызовы общественного и экономического развития XXI века. Это понятно всем более-менее непредвзятым экспертам.

Казалось бы, в этих условиях власти надо:

во-первых, сказать правду, поставив адекватный диагноз сложившейся тревожной ситуации;
во-вторых, инициировать широкую общественную дискуссию о том, что надо делать;
и, в-третьих, приступить, наконец, к давно назревшим реформами всей нашей жизни с тем, чтобы вернуть страну на европейский путь развития.
Однако пока нет даже намека на намеки, что такой сценарий будет осуществляться. Более того: снова, в преддверии мартовских выборов, власть начала раздавать пряники отдельным группам населения, которые будут быстро обесценены, но, видимо, должны обеспечить запланированную в каких-то высоких кабинетах явку и соответствующий триумфальный результат победителю.

Вся эта околосоциальная регулярно появляющаяся эквилибристика еще раз подчеркивает мысль о том, что важнейшая из предстоящих реформ — это коренная реформа самого государства как общественного института. И только после этого у нас появится шанс на настоящий социальный прогресс.

Источник Версия для печати