Выражаю мою глубокую благодарность автору памятника заслуженному художнику России А.А. Аполлонову, Ректорату, членам Ученого Совета, преподавателям и студентам РГТЭУ и всем организациям и согражданам, благодаря которым стала возможна сегодняшняя церемония.
Но установка статуй и иных мемориальных знаков мало что скажет умам и сердцам современников и следующих поколений, если окажутся преданными забвению помыслы и дела наших предков. Поэтому я убеждена, что живое обсуждение реформаторского опыта Российской Империи и возможностей его использования в современных условиях является не менее значимым вкладом в увековечивание памяти Государей и их верных сподвижников, чем монументальное творчество.
Реформы Александра II воплотились в жизнь, не поколебав основы государства, во многом, благодаря трудам его венценосных предшественников на протяжении целого столетия. Отмена крепостного права не могла бы состояться мирно, если бы до этого не было первых деклараций Петра III и Екатерины II, манифеста о трехдневной барщине Павла I, указа о вольных хлебопашцах Александра I и работы секретных комитетов, учрежденных Николаем I. Даже половинчатые меры и неудачные эксперименты, вроде «военных поселений», принесли некоторую пользу, ибо позволили сократить число ошибок, когда момент принятия окончательного решения настал. Наследственная преемственность Верховной Власти, создающая оптимальные условия для управления страной с учетом долгосрочной перспективы, обеспечила строительство прочного фундамента модернизации России в 1860-1870-х гг. В тоже время, и сам Александр II проявил немалое личное мужество и силу воли, взяв на себя полноту ответственности за все нововведения.
В идейной основе и, тем более, в способах осуществления Великой Крестьянской Реформы и прочих всеобъемлющих преобразований, осуществленных в царствование Императора Александра II, безусловно, можно найти как сильные, так и слабые стороны, как важные свершения, так и серьезные просчеты. Это неизбежные составляющие любых грандиозных деяний, которые всегда будут рассматриваться и критиковаться с разных точек зрения.
Однако главное непреходящее историческое значение эпохи Великих Реформ заключается не в частностях, а в заложенных тогда общих принципах, определяющих магистральный путь любой эффективной модернизации.
Принимая во внимание, что глубинное реформирование социально-экономических отношений, судебной системы, Вооруженных Сил, местного самоуправления, образования и иных сторон жизни нашего народа при Императоре Александре II произошло без потрясений и кровопролития, и сопоставляя этот процесс с гораздо более конфликтными и трагическими примерами модернизаций иного типа, мы можем прийти к следующим выводам.
Постоянное обновление необходимо, и стремление к нему людей естественно. Но замена устаревших и отживших форм новыми никогда не принесет добрых плодов без опоры на вечно живую традицию. Попытки построить некий «новый мир» за счет разрушения предшествующего наследия так же абсурдны, как действия человека, который, очищая крону дерева от сухих ветвей, заодно подрубил бы и все его корни.
Модернизация реально осуществима только с учетом уникальных национальных особенностей страны, порожденных ее географическим положением и исторической судьбой. Использование зарубежных образцов допустимо и полезно, но только в качестве корректирующего компонента реформаторского плана, сформировавшегося в недрах Отечества. Примитивное копирование чужих методов и стандартов, какими бы успешными они ни были в других странах, неизбежно обернется нежизнеспособностью реформ.
Самые современные и совершенные технологии в области политики и экономики окажутся бесплодными, если мы будем считать, что Вера, Совесть и Честь – просто красивые слова, а то и вовсе препоны на пути к достижению конкурентоспособности и успеха. Бездушный материалистический и чисто технократический подход к модернизации погубит любые начинания, сколь бы продуманными они ни казались. Чтобы нравственное начало не было потеряно, главный духовный и моральный ориентир России – Православная Церковь, другие вероисповедания, исторические институции – хранители традиционных ценностей и идеалов, должны обладать правом и возможностью полноценно и активно участвовать в обсуждении жизненно важных для государства и общества вопросов.
Преобразования теряют смысл, если они проводятся не ради людей, а ради каких-то отвлеченных идей или партийных доктрин. Пренебрежение к человеческой жизни, свободе и достоинству личности не могут быть оправданы никакими победами, и самые могущественные государства, строившие свое величие на страданиях и угнетении граждан, оказались колоссами на глиняных ногах. Первенствующая цель модернизации – сохранение и преумножение народа, рост его благосостояния. Если же обстоятельства складываются так, что на определенном этапе совершенно избежать тягот и лишений невозможно, представители власти и наиболее успешные члены общества обязаны первыми подавать пример самоограничения и жертвенности.
Суть преобразований следует сделать понятной всем слоям народа. Полностью удовлетворить все надежды и чаяния не удастся никогда и никому. Для достижения высокой цели всем и каждому необходимо идти на уступки и жертвы. Чтобы люди были готовы к компромиссам, чтобы, поступаясь чем-то дорогим для себя, они не опасались, что их обманут, в обществе должен быть достаточно высокий уровень взаимного доверия и уважения к государственной власти.
С другой стороны, любая власть окажется бессильной без сотрудничества с прочными институтами гражданского общества. Всем нам нужно проникнуться сознанием, что сидеть и ждать, когда государство решит за нас наши проблемы, бесперспективно. Золотыми буквами должны быть повсеместно написаны ключевые слова Манифеста Императора Александра II Освободителя от 19 февраля 1861 года: «Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию». Государственная власть вправе ожидать от граждан сотворчества, а граждане вправе ожидать и требовать от властных учреждений создания реальных механизмов проявления народной воли – не только от выборов до выборов, а постоянно.
От всей души желаю, чтобы в ходе Вашей конференции прозвучали разные мнения, но общий ее итог стал примером объективности и взаимного уважения и весомым интеллектуальным вкладом в дело модернизации России на основе ее традиционных ценностей.
Мой Сын и Наследник Великий Князь Георгий Михайлович присоединяется к моему приветствию и выражает Вам свою искреннюю признательность.
Храни Вас Господь!
Версия для печати