Празднуя воскресный день, Церковь также ныне продолжает еще празднование великого, светлого праздника Успения Божией Матери. Мы знаем из Евангелия, что Господь Иисус Христос, уже как бы прощаясь со Своими апостолами пред Своим Вознесением, однако, дал им утешительнейшее обетование, сказавши: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь». Т.е., Я всегда с вами. Никогда святые апостолы ни на одну минуту не забывали этого радостного обещания Своего Учителя. Как говорит история Церкви, когда они собирались на трапезу, то главное место, во главе стола, всегда оставляли пустым, именно в честь Своего Божественного Учителя, веруя, что Он невидимо с ними присутствует. Так было и когда скончалась Преблагословенная Дева Мария.
Но тут случилось, через несколько дней, иное. Когда апостолы собрались и совершали эту трапезу, когда они собирались сказать положенный за ней возглас с возношением хлеба: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» они увидели вдруг над собою в воздухе во Славе Небесной Божию Матерь, окруженную светом сияющим и ангелами. И Она им сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами!» повторив, таким образом, то радостное обетование, которое дал Ей ранее Ее Божественный Сын. Этот момент, когда Она во Славе явилась пред ними, был, собственно, первый момент, когда апостолы увидели эту Божественную Ее Славу. Потом уже узнал о Ней, как должно, и весь мир христианский.
Вспомните первые дни и годы жизни Девы Марии на земле. Смиренная, никому неведомая, жила Она, сначала у родителей, потом у праведного Иосифа-обручника и привыкла к Своему смиреннейшему жребию, потому что нареченный Ее муж праведный Иосиф был, как мы знаем, плотник, и, очевидно, трудами рук своих только зарабатывал себе на пропитание. Следственно, дом их был совсем из небогатых. Но вот, когда Она сидела за Своим любимым занятием — чтением Священного Писания, вдруг предстает перед Ней святой архангел Гавриил, который и раньше Ей во Святом Святых являлся. Не испугалась Она его явления, которое испугало бы других, ибо он, повторяю, не раз Ей являлся и беседовал с Ней. Но здесь Она слышит неслыханные Ею слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!» «Смутилась Она от слов его», — говорит святое Евангелие — смутилась. По нашему говоря, растерялась от неожиданности и не понимая, что значит вдруг такое торжественное приветствие, которого ни одна дева иудеянка не слыхала. Видя, как Она взволнована, хотя и молчит, ангел говорит: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога, зачнешь во чреве и родишь Сына». И дальше говорит Ей Кто будет Этот Сын: — «Он будет велик и Сын Вышнего наречется, и воцарится в дому Иаковля во веки и царствия Его не будет конца». Под этим святым Благовестием стоит Дева Мария, но, конечно, Ее светлый ум не мог не указать Ей то, над чем Она не может не задуматься — Она дала нерушимый обет девства, до смерти, до кончины Своей, и как же Она может сделаться Материю, какого бы ни было младенца? И задает Она смиренно вопрос: «Како сие будет, иже мужа не знаю?» Ангел говорит: «Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышняго осенит Тя, темже и Рождаемое Свято наречется — Сын Божий». Вот первое указание на Ее Славу, беспримерную, единственную в мире, на которую ангел пока так прикровенно указывает.
Но мы знаем, что после Благовещения Она поспешила к Своей старшей родственнице праведной Елизавете, поделиться с ней Своей вестью и радостью. Но когда Она к ней вошла, Ее старшая родственница (к которой Дева Мария, еще совсем юная, относилась, конечно, всегда с глубоким почтением), неожиданно падает к Ее Ногам и говорит: «Откуда мне сие — да прииде Мати Господа моего ко мне?!» Первый раз Она прямо названа «Матерью Господа», т.е., Матерью Божьею. Вот тут началась Ее Слава и Она Своим ответом указывает, что Ее светлому разуму это уже открыто — «яко сотвори Мне величие Сильный и свято Имя Его, се бо от ныне ублажат Мя вси роди». Но только тут, а потом опять смиреннейший жребий в жизни земной до самого Преславного Успения Ее, ибо Она, несомненно, старалась всегда держаться в тени, так что Евангелие о Ней немного говорит и совсем почти не говорит Книга Деяний апостольских. А была Она, конечно, духовным Центром первой христианской Церкви после Вознесения Ее Божественного Сына. Однако же, конечно, о Ней сказано совсем мало, по Ее желанию, так Она любила прикрывать Себя смирением.
Но вот Успение Ее преславное и после этого Она является апостолам уже в той высоте и славе, которой удостоил Ее Господь. Страшна и высока эта слава! Никто не увенчан так у Бога, как Его Пречистая Матерь! И апостолы, когда воскликнули, слыша Ее радостное обетование: «Я всегда с вами», вместо обычного возгласа: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам!» воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
И всегда так это и пошло, и в обителях и в монастырях, когда совершался этот чин возношения хлеба освященного, то именно этот возглас произносится: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И весь человеческий род христианский, как существует, все время Пречистой молится, чтобы Она помогала нам. Какая любимая молитва была русских людей на Русской Земле, в свое время? «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!» И спасала, и много раз спасала. Знаем мы силу Ее молитв и предстательства. Знаем, как святые угодники говорили, что были случаи, когда Господь, праведно прогневанный беззакониями человеческими, уже как бы поднимал карающий меч, но Она Своими молитвами умилостивляла Его, и Он кару прилагал на милость. Вот так Церковь и празднует Ее Успение, как праздник нашего христианского упования, ибо Она — Предстательство непреложное, неизменное упование, как неусыпающая в молитвах.
В сегодняшнем Евангелии мы с вами видим, как, без помощи свыше, человеческие труды бессильны. Апостолы ловили рыбу, не поймали за всю ночь ничего. Когда по благословению своего Учителя это сделали, поймали 153 больших рыбы. И так удивленно замечает евангелист: «толико суща не проторжися мрежа» — не порвалась сеть. Вот, что значит благословение свыше, вот что значит благодатная свыше помощь. Эту помощь посылает Сам Господь и благоволит постоянно ее посылать, по молитвам Пречистой Матери Своей. Недаром же в церковных молитвах так настойчиво говорится, что именно Он, Источник всякого блага, даровал нам великую Заступницу и Ходатаицу, и Сам внемлет Ее материнским молитвам и посылает нам милость и прощенье. Это всегда должна помнить всякая христианская душа и к Божьей Матери прибегать с твердой надеждой, что Божия Матерь никогда молитву веры не оставит не услышанной, а как любящая Мать всегда ускорит нам помощь, чтобы помочь скорбящей и молящейся душе. Аминь.
Версия для печати