6 августа в Азове состоялась ежегодная реконструкция Азовского осадного сидения, ставшая уже доброй традицией, ведь фестиваль проводится в седьмой раз. Во всём этом красочном действе принимали участие не только взрослые реконструкторы, но и подрастающее поколение. Родители считают, что их дети должны знать историю своей страны и гордиться своими предками. До реконструкции сражения многие участники проживали три дня в историческом лагере на берегу Дона, чтобы проникнуться атмосферой и вжиться в роль. Здесь все были вместе: и казаки, и турки, и наёмники. 6-ого августа реконструкция сражения, парад участников и праздничный концерт стали замечательным представлением для зрителей. О мероприятии очевидцы отзываются очень положительно: «Я живу в Азове, часто хожу на работу мимо мемориала погибшим при осаде казакам, но о самом событии знаю мало. То, что я увидел сегодня, меня поразило – это ещё один повод гордиться своей Родиной!».
Вновь ныне живущие казаки рвались в бой против турок. И вновь у Азовской стены раздавались звуки сабель, лихой свист и победные возгласы. Казаки опять победили в неравной битве: в «Повести об Азовском осадном сидении» говорится, что за стенами крепости находилось около шести тысяч казаков и восемьсот их жён, которые помогали им держать осаду и даже сражались с врагами. Тем временем как турецкая армия вместе с союзниками и наёмниками насчитывала 300 тыс. воинов. Исход осадного сидения историки называют «победой вопреки логике», а сами казаки считают, что не обошлось без вмешательства высших сил.
«Почитаем мы уже теперь себя за трупы мёртвые. Два часа в осаде нам уже не высидеть! Теперь мы, бедные, расстаёмся с вашими иконами чудотворными, с христианами со всеми православными: не бывать уж нам на Святой Руси! Смерть пришла в пустыне нам, грешникам, за ваши иконы чудотворные, за веру христианскую и за имя царское, за всё царство Московское!» Когда уже каждый, находившийся в осадном городе, отчаялся, явилось чудо: «При вылазках наших из города все видели басурманы — и турки, и крымцы, и ногайцы — мужа храброго и юного, в одежде ратной, ходившего среди боя с мечом обнаженным и множество басурман поражавшего. А мы того не видели. Лишь по убитым знаем мы, что то дело Божие, а не наших рук: люди турецкие надвое рассечены! Послана с неба была над ними победа! И они, басурманы, о том нас много раз спрашивали, кто от нас из города выходит на бой с мечом. И мы говорили им: «То выходят воеводы наши». Эти и другие подробности можно узнать из «Повести», написанной в форме обращения казаков Царю Михаилу Феодоровичу.
Этот фестиваль – не просто реконструкция исторического события, а настоящий праздник, славящий казачью силу, христианскую веру и русский дух. И будет он крепок, пока над степями звучат голоса: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!»
Версия для печати