28 октября на саммите Британского Содружества в Перте (Австралия) достигнуто принципиальное согласие об изменении королевского закона о престолонаследии от 1701 года, сообщает Газета.ru. Согласно новым правилам корона переходит к старшему отпрыску августейшей четы вне зависимости от пола. Также отменяется запрет для британских монархов состоять в браке с католичкой или католиком. Согласие на изменения дали парламент и правительство Великобритании, а также все 16 королевств, входящих в Британское Содружество: это Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы острова, Тувалу и Ямайка.
По новому закону первым в очереди на престол остаётся принц Уэльский Чарльз, а ему наследует старший сын, герцог Кембриджский Уильям. Если принц Чарльз станет королём, а у герцога Уильяма родится дочь от брака с нынешней герцогиней Кембриджской Кэтрин Мидлтон, эта девочка займёт приоритетное место в очереди наследников короны. Этот закон не имеет обратной силы и не распространяется на второго ребёнка королевы Елизаветы II, младшую сестру принца Чарльза принцессу Анну.
По новому закону британский монарх обязан, будучи главой Церкви Англии и «защитником веры», оставаться англиканином, и та же обязанность распространяется на наследника или наследницу престола. Однако его супруга или её супруг более не обязаны принимать протестантизм, если до брака он или она принадлежали к Католической Церкви. До сих пор это ограничение, по действовавшему закону, распространялось только на католиков и оставляло свободу исповедникам всех прочих конфессий и религий.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед началом саммита обратился к журналистам с разъяснением, заявив, что«идея о том, что младший сын должен стать монархом вместо старшей дочери только из-за того, что он мужчина, вступает в противоречие с нашим статусом современных стран». Королева Елизавета II в своей речи также уделила много внимания женскому равноправию. «Это напоминает мне, какой в наших обществах содержится потенциал, который раскрыт ещё не полностью и воодушевляет найти путь, который позволил бы всем девочкам и женщинам играть достойную их роль», — заявила монархиня о реформе.
Газета The Daily Mail, размышляя ретроспективно, указала, что по новым правилам Генриху VII в 1509 году наследовала бы старшая дочь Маргарет, а не Генрих VIII, что означало бы, что в стране вряд ли бы осуществилась Реформация в том виде, в котором она произошла. А будь новые правила применимы к началу XX века, королеве Виктории,«бабушке Европы», наследовал бы не Эдвард VII, а германская императрица-мать Виктория, её дочь. Умри немолодая Виктория II через несколько месяцев после матери, на британский престол вступил бы её сын, германский император Вильгельм II(в Великобритании он был бы Вильгельмом V). В этом случае нынешняя королева была бы«никому не известной принцессой Марией-Цецилией Прусской», зато навряд ли разразились бы Первая и Вторая мировые войны.
Примечание. Это новость о произошедшем событии. Она не отражает точки зрения ИА «Легитимист».
Версия для печати