Бесплатно

С нами Бог!

16+

08:09

Пятница, 03 янв. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Нужна ли смертная казнь?

21.08.2012 23:04

Православные священнослужители о высшей мере наказания.

Вопрос о возвращении смертной казни в России активно обсуждается в кругах политической элиты, пишет Regions.Ru. Так, в начале августа уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов выступил за введение смертной казни для педофилов. Затем подобную идею высказал депутат Госдумы от «Единой России», зампред Комитета по обороне Франц Клинцевич, предложивший поднять дискуссию об отмене моратория на смертную казнь.

Напомним, в 1996 году Россия вступила в Совет Европы, одним из условий членства в этой организации была отмена смертной казни. В апреле 1997 года Россия подписала, но не стала ратифицировать 6-й протокол Европейской конвенции, отменяющий смертную казнь. Госдума должна была ратифицировать его до мая 1999 года, но не сделала этого до сих пор. Вместо этого в феврале 1999 года Конституционный суд РФ ввел мораторий на применение высшей меры наказания в России до 2010 года, когда на всей территории страны заработают суды присяжных. Однако в 2009 году Конституционный суд РФ постановил, что никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры.

«Как вы относитесь к идее возвращения смертной казни? Если ее следует вернуть – то за какие преступления?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что говорить об этом священнику очень тяжело.

«Я не являюсь сторонником смертной казни в принципе. Я считаю, что лишать жизни - это не наше человеческое дело. Могу только допустить, что только в самых крайних, исключительных случаях это могло бы быть необходимо. Но вводить смертную казнь в законодательство, чтобы это стало правовой нормой, постоянно действующим актом? Обсуждать такую возможность я не берусь», - заметил священник. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что это очень острый вопрос и неоднозначный.

«Мне, как и многим, кажется, что важнее не строгость наказания, а его неотвратимость. Мы видим, что в ходе антитеррористических операций террористов-исполнителей, как правило, убивают, уничтожая тем самым возможность выйти на заказчиков, которые остаются безнаказанными. Самое пристальное внимание нужно обратить на следствие, судопроизводство и применение законов, чтобы был наказан и заказчик преступления. Сейчас никто не может гарантировать от ошибок в судопроизводстве. А речь идет о жизни, может быть, и невиновного человека. А его могут расстрелять просто по ошибке. За это кто-то будет отвечать? Все упирается в то, чтобы суд был правым. Что делать с теми, кто выносит неправый приговор? Я не сторонник крайних мер, но прекрасно понимаю тех, кто требует высшей меры за изнасилование ребенка. Но где гарантия, что не будет ошибок? Судья, например, использует недостоверные данные, выносит необоснованный приговор, который уже нельзя будет пересмотреть, потому что и человека уже нет. Что делать с таким судьей, с тем, кто вел расследование? Этим вопросом депутаты почему-то не задаются. Нельзя выхватывать проблему из контекста и на самом деле решать только часть проблемы. Нужно комплексное решение», - заключил о. Александр.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что быть или не быть смертной казни, целесообразна ли такая мера наказания, должно решать государство.

Государство, безусловно, должно бороться со злом, заметил священник. На это у него есть Божье благословение. «Не зря ты носишь меч при бедре своем», - говорит апостол представителю государства. Другое дело, что только с помощью насилия и устрашения проблемы человеческие не решаются, продолжил о. Алексий.

«Если мы беремся за искоренение какого-то зла, то нужно в первую очередь подумать о причинах, которые его вызывают. Поэтому нужно одновременно и преступления пресекать решительно и их причины устранять. А если этот процесс будет односторонним, то он приведет не столько к решению проблем, сколько к их усугублению», - заключил священник.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, сказал, что христианину очень сложно об этом говорить.

«Все-таки человеку дает жизнь Господь. Как же лишать человека жизни? Общество, безусловно, должно быть защищено от преступников. Могут быть очень строгие наказания и помимо смертной казни. Альтернативой смертной казни должна быть четкая, настоящая изоляция таких людей от общества. Это касается и педофилов, и коррупционеров. Я не считаю, что с помощью смертной казни можно решить наши проблемы. Основная наша проблема, - что не работают те законы, которые мы уже имеем. Не думаю, что с возвращением смертной казни общество наше сразу станет лучше. Тем более, что наша правоохранительная система не лишена многих изъянов. Работает она очень избирательно. Она в первую очередь должна быть неподкупной», - заключил отец Гермоген.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, отметил: «Очевидно, что от Православной Церкви, от священников не может исходить такая инициатива. Она не соответствует христианским заповедям. Решение этого вопроса целиком должно принадлежать светской власти».

«Но это должно быть всесторонне взвешенное решение. Нужно принять во внимание и многочисленные судебные ошибки, и все те обстоятельства, которые могут повлиять на правосудное вынесение приговора. Я лично не поддерживаю эту инициативу», - заключил о. Тихон.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что Церковь рассмотрела этот вопрос в «Основах социальной концепции», и там сказано о смертной казни: этот вид наказания относится к светской жизни и находится во власти государства. Церковь не решает, кого казнить, а кого миловать, но может дать этому оценку, продолжил он.

«Смертная казнь – это возможное средство наказания осужденных преступников. Нынешняя обстановка складывается так, что эта мера даже может быть полезна. Так что я бы согласился с предложением законодателя об отмене моратория. Кроме того, я согласен с частным мнением известного профессора Алексея Осипова, который считает, что угроза смертной казни может служить не только устрашающим фактором, но и фактором покаяния. Мы знаем, что смертный приговор иногда подталкивает преступника к переоценке своей жизни и приводит к покаянию. Это исключительно христианский фактор. Ведь и атеист, и христианин могут признать, что смертная казнь необходима, но фактор покаяния есть только у христиан. Я работал в тюрьмах и видел изнутри жизнь заключенных. Человек, который идет по криминальной дорожке, равнодушен ко всему, его нравственный орган атрофирован, а если он знает, что ему грозит расстрел, то этот орган может включиться», - заключил отец Макарий.

Русская народная линия

Версия для печати