Перед началом экспедиции капитан Сергей Валентинович Низовцев, испросив благословение Священноначалия Русской Православной Церкви, обратился к Главе Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне с просьбой рассмотреть возможность принятия данного проекта под Высочайшее покровительство. Благосклонно восприняв данное обращение, Ее Императорское Высочество передала членам экспедиции икону Чуда Святителя Ипатия Гангрского, в день памяти которого 13 апреля (н.ст.) 1904 года произошло чудесное спасение Августейшего дедушки Великой Княгини – Великого Князя Кирилла Владимировича во время взрыва броненосца «Петропавловск». Икону экипажу передал духовник Движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), освятивший судно перед началом экспедиции.
Более года длилось опасное путешествие, в которое отправился экипаж отважных моряков 18 сентября 2011 года из морского порта Сочи. За это время 100-футовая яхта (длина 29,5 метров) с 7-ю отважными моряками на борту (4 россиянина и 3 украинца) преодолела больше 80 тысяч километров под парусом почти 42 тысячи морских миль через 4 океана (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый), 33 моря (из них 9 арктических и 12 антарктических) более десятка проливов планеты.
Кругосветная полярная парусная экспедиция встретила Новый 2012 год на легендарном и печально знаменитом среди моряков мысе Горн, дважды пересекла экватор, несколько раз пережила частичную смену экипажа, изменения в маршруте, непредвиденные задержки по графику, неоднократно оказывалась под угрозой срыва из-за серьезных поломок, потери парусов, жутчайших штормов силой до 10 баллов с 30-метровыми волнами и ветром в 60-70 узлов. Яхта попадала в плен непредсказуемых течений Бермудского треугольника и дрейфовала, зажатая льдами Арктики после того, как отправилась на поиски легендарной Земли Санникова. В апреле 2012-го, за несколько дней до завершения первой (Антарктической) кругосветки, экипаж лодки перестал выходить на связь, и все были близки к тому, чтобы начинать спасательную операцию. К счастью экипаж мужественно справился с очередной внештатной ситуацией собственными силами, не подавая сигнал SOS. «Твердо верим, - писал С.В. Низовцев Великой Княгине Марии Владимировне, - что сохранивший драгоценную жизнь Вашего Августейшего дедушки Святитель Ипатий, и нас грешных защитил от поглощения морской пучиной у берегов Антарктиды».
Без привлечения государственных средств, экипаж парусника обошел Южный и Северный полюса и установил сразу несколько мировых рекордов! Две полярные кругосветки за один год – такого еще не было в истории мореплавания.
Первая кругосветка – 13 200 морских миль за 93 дня вокруг Южного полюса (Антарктида) - финишировала 6 апреля 2012 года. За границей Антарктики южнее 60°S яхта находилась - 45 суток. За Южным Полярным кругом – 10 суток (южнее 66°33´S). Здесь, в Антарктиде, 7 отчаянных мореплавателей установили свой первый рекорд – по дальности захода в южные широты (74°18´S 153°17´W в море Росса).
30 сентября 2012 года завершился арктический этап экспедиции. Впервые в мире парусное судно обогнуло Северный полюс, пройдя все часовые пояса (7700 морских миль) всего за 62 дня!
Здесь же экипаж «Скорпиус» установил второй рекорд. Парусник осуществил проход от Шпицбергена до Канадского Арктического архипелага в коридоре 77-82 градуса северной широты. Самая северная точка, которой удалось достигнуть - 81°39´N 40°30´E (за Шпицбергеном). 45 суток судно находилось за границей Северного полярного круга. Своим примером экспедиция подтвердила на практике возможность организации высокоширотного Северного Морского пути без ледокольной проводки. Организация маршрута, пролегающего севернее Земли Франца Иосифа, Северной Земли, Новосибирских островов может значительно сократить путь из Европы в Западное полушарие, а также сделать стратегическим положение самого северного порта России – Баренцбург (архипелаг Шпицберген).
Еще одно важное достижение экспедиции, как считает ее руководитель С.В. Низовцев, - то, что экипаж парусника является интернациональным. Впервые в истории взаимоотношений двух государств – России и Украины – организован подобный проект, направленный на укрепление единения двух славянских народов.
В ходе плавания интернациональным экипажем яхты «Скорпиус» выполнено несколько научных программ, связанных с морской биологией, а также протестирована система "ГЛОНАСС" в полярных широтах.
Версия для печати