В Калининграде стартовала акция за возвращение городу исторического имени. Накануне инициаторы, в основном блогеры, собрались, чтобы отредактировать текст обращения к «гражданам Российской Федерации, проживающим в городе Калининграде и Калининградской области». Символично, что собрание прошло в гостинице «Калининград», которая, по замыслу, вскоре должна превратиться в «Кёнигсберг».
Кёнигсберг был переименован в Калининград в июле 1946 года в память о советском политическом деятеле Михаиле Калинине. В начале 1990-х, когда городу Калинину было возвращено историческое имя — Тверь, а Калининграду в Московской области — Королёв, в западном Калининграде было создано общественное движение «За Кёнигсберг!». Тогда собрали несколько десятков тысяч подписей, однако этим всё и закончилось. Затем вопрос о переименовании поднимался не один раз, но реальных действий за этим также не последовало.
Общественники взяли на вооружение статью 7 федерального закона № 152 «О наименованиях географических объектов», только в свежей редакции (от 10.07.2012). По документу, менять названия городам можно, если их прежние наименования были широко известны в прошлом и настоящем.
Историческое название Кёнигсберг широко известно в прошлом и настоящем России. В 2005 году Россия официально праздновала 750-летие нашего города, и сам Путин публично предложил формулу «750-летие Кёнигсберга-Калининграда». Через 6 лет у нас состоятся матчи чемпионата мира по футболу, и к этому времени желательно вернуть городу историческое имя. Немцы, зная о Калинине как о преступнике, причастном к узакониванию возможности расстрела детей с 12 лет, сравнивают название города с «Гиммлерградом», утверждая, что для европейцев это одно и то же.
Рустам Васильев, инициатор акции, частный предприниматель.
Пока общественники, которые гордо называют себя «регионалистами», собрали всего около 100 подписей. Чтобы привлечь внимание горожан, в ближайшее время они разместят в соцсетях специальный бланк. Подписав его, ты де-факто поддержишь переименование города. Сбор подписей продлится до конца 2012 года.
Затем «кёнигсбержцы» передадут документы в Калининградскую областную думу. Согласно регламенту депутаты обязаны рассмотреть любую инициативу общественности. А если они большинством голосов поддержат акцию, то следующим шагом станет обращение к коллегам из Госдумы уже в законодательной инициативе.
В свою очередь в калининградском парламенте при большинстве противников из стана партии «Единая Россия» есть и сторонники идеи вернуть Калининграду историческое имя. Игорь Рудников (депутат Калининградской областной думы):
— Cчитаю, что городу нужно вернуть историческое имя. И здесь нет, на мой взгляд, политики, а только дань уважения тем людям, которые внесли свой вклад в культурное и научное развитие города для всего мира. Например, имя города неразрывно связано с великим философом Иммануилом Кантом. Будущее города мне не очень представляется без возврата исторического имени. Я уже не говорю о том, что Калинин участвовал во многих преступлениях против российского народа. По моему мнению, идея возврата имени Кёнигсберг станет именно той идеей, которая сплотит горожан для того, чтобы город стал частью культурного и европейского пространства.
Что касается процедуры, то депутат Рудников признался: всё зависит от решения федеральных властей, без этого у инициативы юридического развития не будет.
— Никто из городских либо региональных ветвей власти эту идею не поддержит. И будем говорить откровенно: решение зависит только от одного человека в стране. Это Путин. Если он сочтет возможным и необходимым вернуть городу имя Кёнигсберг, то инициатива, безусловно, будет поддержана всеми.
В свою очередь калининградский политолог Владимир Абрамов считает: переименование Калининграда в Кенигсберг — не самая актуальная задача на сегодня.
— Считаю, что все эти переименования Калининграда в Кёнигсберг, Волгограда в Сталинград — не самое актуальное на сегодня. Если кто считает, что с возвращением имени Кёнигсберга в регион пойдут инвестиции с Запада, то это просто рассуждения ясельной группы, даже не детский сад. Можно подумать, что Китай получил инвестиции из-за переименования каких-то провинций. Инвестиции дают не за названия, а за реальные экономические проекты. А у нас до сих пор есть прослойка общественности, которая свято верит, что если их назвать мягкими и пушистыми, то сразу дадут денег. Работать надо!
Чем закончится нынешняя акция за переименование Калининграда, пока непонятно. Ясно одно: единомыслия по этому вопросу как не было, так и нет.
Версия для печати