После более чем столетнего отсутствия в Россию вернулась знаменитая картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Этот уникальный холст – первоначальный вариант хранящейся в Русском музее картины 1882 года. Датированная 1879 годом первая версия «богатырского» сюжета была хорошо известна специалистам и любителям искусства по сохранившимся в музеях наброскам, красноречивым отзывам Ивана Крамского и Сергея Дягилева, но, главное, по фотографии из каталога первой выставки «Союза русских художников» 1903–1904 годов. Картина с успехом экспонировалась с авторской пометкой «не для продажи». Однако после выставки «Витязь» все же был приобретен американским коллекционером.
Одним из наиболее ярких экспонатов выставки стало масштабное полотно Дмитрия Стеллецкого «Шествие Михаила Федоровича из царских палат в Успенский собор», посвященное избранию на царство первого царя из рода Романовых – дань организаторов выставки празднуемому в этом году 400-летию Дома Романовых. К сожалению, имя Стеллецкого, прекрасного знатока старины, автора эскизов костюмов и декораций к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» для Александрийского театра и к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для Мариинского театра в Петербурге, не очень хорошо известно в России. Это вызвано тем, что с 1914 г. Дмитрий Стеллецкий жил во Франции, где пропагандировал русскую культуру, был непременным участником выставок русского искусства за рубежом, внес свой вклад в создание в 1935 г. Русского культурно-исторического музея в Праге. Одной из основных его работ стали росписи православной Сергиевской церкви в Париже. Картина, представленная на московской выставке, в Москве экспонируется впервые.
Версия для печати