Сражение за Париж стало одним из самых кровопролитных для союзников, потерявших за один день боёв более 8 тысяч солдат (из них более 6 тысяч русских).
После того как русский корпус под командованием генерала Александра Фёдоровича Ланжерона (будущего генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии) штурмом овладел Монмартром, отвечавший за оборону Парижа Жозеф Бонапарт, брат Наполеона, подписал капитуляцию гарнизона и города. Ключи от Парижа принял русский генерал Михаил Фёдорович Орлов.
За эту победу главнокомандующий русскими войсками генерал Михаил Богданович Барклай-де-Толли получил чин фельдмаршала. Шесть генералов удостоились ордена Святого Георгия 2-й степени, а генерал Ланжерон – высшего ордена Святого Андрея Первозванного.
Русские солдаты, вступая в столицу Франции, говорили: «Здравствуй, батюшка-Париж, как ты нам ответишь за матушку-Москву?» Но по сравнению с высококультурной Европой русские варвары вели себя как-то странно: Париж никто не поджигал, а когда толпа роялистов, приехавших в обозе русской армии, попыталась снести Вандомскую колонну, поставленную в честь побед Наполеона, то один российский полк их разогнал, и город остался цел и невредим.
В манифесте Александра I от 30 августа 1814 года говорилось: «Победоносное воинство наше, которого храбрость и прежде, даже и в самые отдалённейшие времена, всему свету была известна… ныне новыми подвигами своими не токмо Отечество своё, но и всю Европу спасло и удивило».
Источник Версия для печати