Нравственность россиян попытался измерить в сухих процентах Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), пишет Российская газета.
Россияне чаще осуждают молодых людей, которые «косят» от службы в армии, чем женщину, решившую сделать аборт. Согласно данным опроса, мы считаем в общем-то допустимой смертную казнь, довольно лояльны к идее эвтаназии, но категорически не одобряем самоубийство. Разводы осуждаем чаще, чем «сожительство без брака». Своеобразные у нас моральные кодексы - которые, кстати, сильно отличаются у людей разного пола или возраста, но очень мало зависят от места жительства и дохода.
Так, две трети (66%) россиян считают, что уклоняться от службы в армию молодым людям недопустимо и неприемлемо. Не считают это особым грехом лишь 30%. Однако старшее поколение настроено куда жестче, чем молодежь. Среди респондентов старше 50 лет уклонистов поставил вне морали 81% опрошенных. Люди в возрасте от 18 до 30 лет осуждают таких сограждан лишь примерно в половине случаев (55%), а 42% молодых россиян не видят в «откосе» от армии ничего предосудительного. Люди с высшим образованием гораздо более лояльны к не служившим в армии, чем граждане, которые окончили только школу или техникум (74% и 58% соответственно).
Примерно каждый третий россиянин (31%) считает недопустимым то, что граждане России могут покинуть родную страну и уехать на постоянное жительство за границу. Вполне приемлемой такую ситуацию называют 65%. В данном случае снова гораздо более гибкими проявили себя люди молодые: подавляющее большинство (72-78% тех, кому до 45 лет) эмиграцию не осуждают. Среди респондентов старше 60 лет лояльных всего 40%, а нетерпимых - 56%.
Есть страны, где официально запрещены аборты и разводы. Россия к ним не относится. Такие законы у нас общего одобрения явно не получили бы. 31% россиян считает разводы недопустимыми и неприемлемыми, а 64% думают, что это вполне нормальная вещь. Среди граждан от 31 до 45 лет таких почти три четверти - 72%, старшее поколение снова сурово бдит за соблюдением морали и отчасти домостроевских норм (40% резких противников разводов). Зато мы - в отличие от «добрых старых времен» - уже не осуждаем мужчин и женщин, которые живут вместе и даже рожают совместных детей, но не спешат в ЗАГС. Считают такое неприемлемым только 29% опрошенных, а 70% (среди мужчин - 75%) уверены, что регистрировать брак вовсе не обязательно.
Очень острый и болезненный вопрос - аборты. Считают их недопустимыми 62% россиян (среди мужчин - 68%, среди женщин - 57%). Но 32% думают, что обстоятельства бывают разные, и порой аборт является для женщины выходом из проблемной ситуации. Лишь 5% сказали, что делать его можно в любом случае, остальные 27% пояснили социологам, что такой шаг могут в глазах общества оправдать лишь особые обстоятельства. Например, когда в семье нет денег или жилья («нищету разводить нельзя»), когда мать больна и беременность угрожает ее жизни или здоровью, когда ребенок заведомо обречен родиться инвалидом, когда семья уже многодетная, а также если беременность для матери нежелательная или стала результатом изнасилования. К уважительным причинам россияне отнесли также слишком раннюю или слишком позднюю беременность, отсутствие помощи со стороны отца ребенка и прочее.
А вот к самоубийствам отношение в нашем обществе куда более жесткое, чем к абортам или другим грехам. Назвал такой шаг недопустимым и неприемлемым 91% россиян. Лишь 6% считают, что иногда человек просто вынужден наложить на себя руки, и его можно за это оправдать и понять. Например, когда он неизлечимо болен или попал в безвыходную ситуацию, утратил смысл жизни и сам не хочет больше длить свои дни («это личное дело»). Или - натворил что-то такое, за что ему теперь не оправдаться всю жизнь.
Гораздо мягче россияне настроены в дискуссиях об эвтаназии - добровольного ухода из жизни тяжелобольных, испытывающих невыносимые страдания, при содействии врача. Больше половины (54%) не считают такой поступок противоречащим морали, им возражает только треть (34%) опрошенных. В данном случае тоже заняли жесткую позицию респонденты старшего возраста, которые в вопросе об эвтаназии разделились ровно пополам на два лагеря - по 45% при каждом десятом, уклонившемся от четкого ответа.
Зато смертную казнь в России 68% населения считают приемлемой и допустимой. Лишь четверть (24%) записалась в ее принципиальные противники. Что уже само по себе - в сравнении с предыдущими цифрами - красноречиво и показательно.