Бесплатно

С нами Бог!

16+

23:31

Пятница, 19 июл. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Реинкарнация Гельмана в Воронеже

17.10.2013 08:58

Традиционалисты открыли культурный фронт.

В Воронеже создано региональное отделение всероссийского объединения «Культурный фронт», выросшего из противостояния околокультурного сообщества Перми с известным галеристом Маратом Гельманом. На федеральном уровне объединение возглавляет политолог Сергей Кургинян, на местном руководителем организации стал солист Театра оперы и балета Александр Назаров.

Конфликт сторонников и противников доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» и культуртрегера Эдуарда Боякова, возглавляющего Воронежскую государственную академии искусств, из медиасферы, обмена мнениями в рамках тихой информационной войны перешел в сферу политики. Бояков и Ко объединили против себя консерваторов, левых и монархистов.

Институционализация протеста

Учредительное собрание воронежского отделения «Культурного фронта» состоялось в субботу, 12 октября, в Доме Тулиновых, где в XIX веке несколько раз останавливались во время визитов Российские Цари. На мероприятие пришло относительно немного народа - человек тридцать. Но малочисленность участников собрания не должна никого смущать. В состав «Культурного фронта» вошла Русская палата Воронежской области, включающая, в частности, местные отделения таких движений, как «Народный собор» или «Союз русского народа», «Русский лад», созданная депутатами Воронежской областной думы Николаем Булавиным и Александром Латушко, между прочим, главным режиссером Театра юного зрителя, а также местные отделения объединений «Всероссийское родительское сопротивление» (Ольга Лоза) и «Суть времени» (солист воронежской филармонии Алексей Попов). Солидарность с новой организацией и ее посылами проявил Соратник-Руководитель РИС-О, Вице-Предводитель Воронежского Губернского Дворянского собрания Юрий Лукин. Кроме того, в мероприятии приняли участие художники, актеры, другие деятели искусств, ученые и журналисты.

Таким образом, судя по составу организаций, вошедших в состав воронежского «Культурного фронта», он представляет собой грозную силу. Хотя, конечно, они и по отдельности, и вместе не обладают теми ресурсами, которые есть, скажем, у реготделения «Единой России» или КПРФ. С другой стороны, протест против деятельности культуртрегера Эдуарда Боякова и Ко идет снизу. Воронежское культурное сообщество фрагментировано, в нем есть либеральная, консервативная составляющая, а также группа, ориентированная на советское культурное наследие.

«Всероссийское объединение «Культурный фронт» создано для противодействия той культурной политике, которая реализуется в рамках проекта «Культурный альянс» и деятельности его идейного вдохновителя скандально известного галериста Марата Гельмана и его последователей, Эдуарда Боякова и других, - говорится в заявлении новоиспеченной организации. - Новая культурная политика предполагает переформатирование культурного пространства ряда крупных провинциальных городов, превращение их в центры так называемой современной культуры. Такая политика впервые была запущена в Перми и в настоящий момент захватила Воронеж».

В чем же участники «Культурного фронта» видят угрозу для русской культуры? Во-первых, они недовольны странным расходованием регионального бюджета, когда огромные средства тратятся на неоднозначные проекты и оплату фестивальных тусовок для специфической публики. В результате ущемляется традиционная культура. Во-вторых, члены фронта встревожены содержанием культурной политики, осуществляемой новыми культуртрегерами, - так называемой политики культурной деструкции.

«Культурный альянс» намерен создать на территории России 20-40 новых культурных столиц, жители которых примут полисную идентичность взамен национальной, - говорится в заявлении воронежского отделения «Культурного фронта». - Апеллируя к мировым культурным трендам, агенты новой культурной политики создают цепочку городов, входящих в зону влияния глобальной культуры. Их мечта состоит в том, чтобы граждане России, провинциалы, интегрированные в сеть «культурных столиц Европы», превратились в подданных глобального мира. Такие полисы станут, согласно бояковско-гельмановскому проекту, экспериментальными зонами чистой демократии, овладеть которыми призвана та «партия будущего», которая заявила о себе на Болотной и Сахарова (во главе с Собчак, Парфеновым, Шендеровичем, Рыжковым и т.д.)…».

И далее: «В городах «Культурного альянса» укрепляет свои позиции искусство, основывающееся на авангардной и поставангардной эстетической платформе. Оно осознает себя как сферу высказываний, свободную от доминирующих коммуникативных правил и социальных конвенций. Действуя в особом арт-пространстве, оно взламывает рамки эстетики и ведет к созданию антикультуры (слом запретов, обессмысливание символов, профанация сакрального). Большинство проектов Боякова и Гельмана, по нашей оценке, тяготеют к конструированию антикультурного зоосада».

Стратегия и тактика

Воронежское отделение «Культурного фронта», которое, кстати, как было заявлено на учредительном собрании, не станет регистрироваться в качестве юрлица, возглавил солист Театра оперы и балета Александр Назаров, участник скандальной пресс-конференции уволенного недавно директора театра Игоря Непомнящего. Они одни из немногих открыто выступили против деятельности Боякова и Ко и доклада «Воронежский пульс». Самого Непомнящего на мероприятии не было - он слег в больницу сразу после отставки, но пришел его сын Максим. Вокруг того, стоит ли делать лидером антибояковского движения Назарова, разгорелись споры. Ведь может сложиться впечатление, что Боякову и Ко противостоит семья Непомнящих, а не широкая общественность. Тем не менее руководителем фронта выбрали его - как «популярного, талантливого, активного и русского», по словам национал-державника и публициста Святослава Иванова, артиста. Назаров неоднократно выступал с критикой самого Непомнящего, так что его сложно обвинить в лоббировании интересов семьи. Тем не менее очевидно, что именно Игорь Непомнящий станет станет одной из центральных фигур протеста, а одним из его главных тезисов - спасение Оперного театра.

На первом же, учредительном заседании воронежские фронтовики утвердили проект текста обращения к Владимиру Путину. Предполагается, что там будет указано на несоответствие проводимой в регионе государственной культурной политики Валдайской речи и другим свежим выступлениям главы государства, а также содержаться требование создать федеральную комиссию, призванную стать арбитром в споре противников и сторонников Боякова и Ко, по-возможности провести независимую оценку воронежской культурной среды. «Тот факт, что руководство масштабным исследованием поручено человеку, по сути, постороннему для Воронежа, на наш взгляд, является странным, - говорится в документе. - Эстетика Боякова как театрального режиссера, оправдывающая мат как способ передачи реальности с повышенным вниманием к однополой любви, вызывает протест у воронежской публики. Привлечение же в качестве экспертов людей в большинстве своем авторитетных только в узких либеральных столичных кругах и, соответственно, далеких от воронежской культуры, поверхностные мнения которых выдаются как истина в последней инстанции, оскорбительно для большинства воронежцев».

Доктор политических наук Дмитрий Нечаев предложил провести общественный аудит деятельности департамента культуры и архивного дела области, инициировать альтернативное бояковскому исследование региональной культуры и разработку концепции ее развития на среднесрочную перспективу. Но, как подчернул Алексей Попов, солист филармонии, лидер воронежского отделения движения «Суть времени», делать такие вещи нужно, в отличие от Боякова и Ко, с обязательным подключением академической науки. А не таких экспертов, как столичный блогер Антон Носик, считающих хулиганскую выходку панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя проявлением настоящего искусства.

Хор голосов, раздающийся против новой культурной политики, трудно не заметить. В том числе голоса тех, кто призывал бойкотировать обсуждение доклада «Воронежский пульс», который признается многими экспертами рыхлым, аморфным и не имеющим генеральной идеологической линии, особенно на фоне Валдайской речи Владимира Путина, где он говорил про национальную самоидентификацию и национальную идею. Так что протест в культурной сфере становится субъектом реальной политики.

Константин Чаплин (Воронеж)

Версия для печати