Берег Русский, как он близок…
По инициативе воронежских Имперцев, Губернского Дворянского Собрания, Регионального отделения ООД «За Веру и Отечество», Российского Монархического Движения, Союза потомков Галлиполийцев во Владимирском храме Воронежа, домовом храме Михайловского Кадетского Корпуса, как и в православных храмах многих стран, где сохранилась русская диаспора, 23 ноября была отслужена панихида по русским солдатам, офицерам и гражданским, умершим в Галлиполи, явившим миру силу духа, организованность и дисциплину, «нравственную благопристойность и воинское приличие».
В ноябре 1920 года из Крыма совершился исход Русской Белой Армии Врангеля. На 130 пароходах Родину покинули 25 868 солдат, офицеров и около 125 тысяч мирных граждан – взрослые, дети. В зиму им было разрешено расположиться на пустынном песчаном берегу. В старых заброшенных строениях, продуваемых всеми ветрами, беженцы из России были обречены на вымирание. Но генералы А.Кутепов и Б.Штейфон, кстати, начавший свою военную карьеру в 124 Воронежском пехотном полку, сумели сорганизовать соотечественников – железная дисциплина, постоянные военные учения, парады, издание машинописного журнала, занятия детей в организованных военных училищах, школе фехтования, художественной и театральной студиях, службы в семи православных храмах.
Первый приказ, изданный Кутеповым, – предание суду любого за «нарушение правил благопристойности и воинского приличия». Первое, чем удивили русские, концертом, который для соотечественников и местного населения дала знаменитая Надежда Плевицкая, жена командира Корниловского полка генерала Скоблина. Выставки картин, театральные премьеры, репетиции хоров... Здания облагорожены и расписаны «под Россию». Центральным объектом был барак, на стене которого изображён величественный московский Кремль. Потрясённый писатель Иван Бунин после напишет: «Галлиполи – часть того истинно великого и священного, что явила Россия за эти страшные и позорные годы». Казалось, на безжизненном клочке земли, учёными, людьми разных сословий, офицерами, донскими, терскими и кубанскими казаками, подростками была воссоздана русская государственность, приближённая к идеалу. Представители стран Европы приезжали сюда не на экскурсии – учиться у русских «правильно жить». Эта жизнеспособная и боеспособная «республика» просуществовала до мая 1923 года. Болезни, голод и холод за это время унесли 342 жизни, которым воссоздали особые почести – оставшиеся в живых, из камней возвели величественный курган памяти. Франция, Италия, Германия, Щвейцария, Великобритания и другие государства сочли за честь пригласить к себе «выдающихся русских». Именно казаки в Париже впервые создали конный цирк, где демонстрировали чудеса джигитовки. А воронежец Тихон Аскоченский стал солистом всемирно известного хора Донских казаков Сергея Жарова.
Галлиполийцы разъехались по всему свету, став известными учёными, спортивными тренерами, художниками, актёрами, агрономами, режиссёрами и педагогами, подавая народам пример смиренного служения Господу, Его воле на земле.
По окончании панихиды с проповедью к собравшимся обратился настоятель Владимирского храма, духовник Регионального отделения ООД «За Веру и Отечество» протоиерей Геннадий Пашкевич.
После молитвы и сказанного было о чём задуматься – Россия непобедима.
Эдуард Ефремов,
Соб. Кор. Газеты «Сельская жизнь»
Член Союза журналистов РФ