ВЦИОМ провел опрос с целью выяснить, что думают в России о разводах: кто в них виноват и насколько они допустимы.
За последние десятилетия к разводам стали относиться мягче. Если в 1990 году 39% опрошенных заявили, что развод допустим только если семья уже фактически распалась, а 13% - что брак вообще следует сохранять любой ценой, а разводиться недопустимо, то сейчас доля придерживающихся этих взглядов упала до 28% и 10% соответственно.
Доля тех, кто считает, что разводиться можно когда хочется, и что хуже в любом случае не будет, напротив, выросла с 5% до 11%. Еще больше – с 36% до 48% - увеличился процент считающих, что все зависит от конкретного случая.
Главными причинами разводов чаще всего называют измену (24%), бедность (21%), непонимание, эгоизм, ссоры (19%), алкоголизм и наркоманию (16%).
На вопрос, кто из супругов чаще оказывается виноват в разводе, подавляющее большинство (64%) ответило: «оба». Если же винят кого-то одного, то чаще мужчину (12%), чем женщину (8%) – правда, мужчины чаще (12%) винят женщин, а женщины (18%) – мужчин. Еще 12% полагают, что виноватых в таких случаях нет.
«Как бы вы прокомментировали итоги опроса? Какие причины разводов кажутся самыми главными вам?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что «действительно за последние время отношение к браку в нашем обществе все больше уходит от религиозного или квазирелигиозного восприятия, когда брак - не просто сожительство или партнерство, а когда муж и жена дают друг другу обещания в любви и верности до гроба».
«Даже люди неверующие раньше женились "раз и навсегда", а развод допускался только в крайних случаях. Церковь регламентирует ситуации, когда развод возможен – это измена супругов или систематические свидетельствования о наркомании, алкоголизме и сумасшествии. Эти причины и в светской жизни являются достаточным основанием для развода. Если в Европе, где брак многими воспринимается просто как партнерство, а люди могут после развода создать новые семьи и вместе дружить, не видя в том ничего страшного, то для наших людей еще недавно это было невозможно, т.к. развод воспринимался как трагедия, после которого взаимное общение прекращалось», - продолжил он.
Священник отметил, что сейчас отношение к браку дрейфует к европейскому: «Будем вместе жить, пока нам хорошо», - и регистрация в ЗАГСе не сильно меняет эти отношения.
«Люди стали понимать, что ЗАГС не заключает, а регистрирует браки, и это не обязательно на всю жизнь. Конечно, такое изменение отношений является причиной учащения разводов: как только в отношениях появляется напряжение, люди готовы разводиться, чувство долга у них слишком непрочно, чтобы подпирать брак в жизненных ситуациях. Я считаю, брак не следует сохранять любой ценой, - Церковь регламентирует случаи, которые допускают развод, - но в других случаях надо брак сохранить. Причем сейчас многие разводятся в зрелом возрасте: годам к 40, вырастив детей, они находят новых партнеров и расстаются с прежними. Вообще мы биологически так устроены: люди влюбляются не один раз в жизни. Основанием вступления в сожительство является именно влюбленность. Она же была мощным стимулом для заключения брака. Но если потом кто-то понравился на стороне, человек готов разрушать свой нынешний союз, возможно даже с детьми, оправдывая себя тем, что любовь превыше всего. Поэтому одним из главных оснований расторжений брака, кроме классических и названных в опросе, это не измена в чистом виде, а когда люди с легким сердцем сами идут на эту измену», - заключил отец Максим.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, отметил, что комментировать тут особо нечего.
«Надо признать, что развод действительно стал для народа вещью обыденной и приемлемой. Что, естественно, печально. Это свидетельствует, что народ перестает понимать брак как святыню – относится к этому формально. Брак теряет в глазах людей свою ценность. В чем причина? В том, что люди теряют христианскую мораль, которая некоторое время держалась по инерции, и все дальше погружаются в мир животных, для которых брака не существует. То есть происходит расчеловечивание. Утрата ценности брака – один из самых ярких признаков расчеловечивания», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что статистика рисует очень печальную картину.
«Наша жизнь, к сожалению, полна различных искривлений. Сравнение с 1990-ми мало показательно: надо бы взять за норму то, что было пораньше. Вот, например, в начале 1920-х годов великий социолог Питирим Сорокин провел в Петербурге опрос, от результатов которого пришел в ужас. Оказалось, что на 10 000 браков 93 развода, т. е. менее процента. Фактически – это норма. А с чем мы пришли к 90-м? Уже тогда положение было катастрофическим, а сейчас тем более. И надо, конечно, думать, как из этого положения выйти. Среди причин разводов на первом месте - супружеская измена. И это среди состоящих в браке супругов! А сколько незарегистрированных отношений? Это следствие свободы нравов, "свободы самовыражения" деятелей культуры, которые по большей части выражают свое пристрастие к обнаженной натуре. Это следствие неправильного образования и воспитания - уже сложившейся неправильной традиции. Все это приводит к развалу семьи», - продолжил он.
Но, добавил священник, все-таки есть еще крепкие надежные семьи. Это основная скрепа государства. И им надо всячески помогать, и всячески препятствовать пропаганде безнравственности, так называемой «свободной любви» - той «любви» о которой говорит один антигерой Е.Шварца (кстати, отметил о. Александр, верующего человека): «Любовь - это немножко неприлично, немножко смешно и очень приятно». Вот такое псевдопонимание любви сейчас укоренилось и считается нормой, подчеркнул священник.
«А на самом деле любовь - высшая добродетель. Это идеал, к которому мы все должны стремиться», - заключил о. Александр.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, сказал, что кризис семьи начался давно - задолго до 90-х годов, - и дело неизменно катится к ее разрушению.
«Конечно, дело тут в определенном общественном сознании. Стали считаться нормой добрачные связи. Чуть ли не добродетелью стали отстаивание своего «я», эгоцентризм, гордость, - а когда-то считали правильным снисходительность к другим и требовательность к себе. И это главная причина и начало всякого рода конфликтов и легкого отношения к семье. Люди требовательные к себе и милосердные к другим, считающие семью одной из самых важных ценностей, конечно, будут искать и найдут выходы из семейных конфликтов. Но поскольку у нас такое отношение не в моде, отсюда и разводы. А самое печальное - наплевательское отношение к браку вообще. Для меня это новость. Раньше люди даже если и разводились, семью все же считали важной ценностью. А судя по этим цифрам, семья вообще перестает восприниматься как ценность», - заключил о. Владимир.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал, что манера поведения нам транслируется через СМИ, телевидение, подается в качестве нормальной житейской истории.
«Включите сегодня любой телесериал, увидите там обычную манеру поведения нынешней семьи: одна замужем, другой женат, они изменяют друг другу, такая вот великая любовь, разрушающая семьи. Это неправильно. Это не любовь – это болезнь, которая поразила одного из супругов. Надо беречь своих домашних от этих болезней. Среди причин разводов выделю еще одну: повышенная инфантильность молодежи, когда мальчик и девочка создают семьи, но еще остаются детьми. Они начинают жить в социальной жизни в более раннем возрасте, чем это было 40 лет назад. И в законодательстве снижается планка вступления в сексуальную жизнь. Если раньше брак разрешался с 18 лет, сейчас уже с 16 лет. Кроме того, изменилось отношение к жизни: мама и папа вроде бы обязаны обеспечить разные блага – машину, квартиру. Получается, человек считает себя взрослым, чтобы организовать свою семью, но по сути это совершенно безответственный ребенок, который в семейной жизни не может отвечать за себя, своих детей и ближнего. Даже считается сегодня, что первый брак – это просто ради пробы, а уже второй или третий раз семья создается осознанно. Это неправильно», - добавил он.
«Необходимо менять систему воспитания, заставлять ребенка еще в детстве чувствовать свою ответственность за свои поступки и свою жизнь. А то один мальчик другого покалечит, а ничего страшного, папа "отмажет", у папы есть денежки и связи. Это паразитарное состояние, которое приводит к бесшабашному отношению к семейной жизни», - заключил священник.