Сначала был массированный обстрел. Как рассказывают очевидцы, украинские военные и так называемая Нацгвардия сомкнули кольцо вокруг Славянска. Дальше - артиллерия била не только по блокпостам, но и по жилым кварталам. В Славянск вошли танки и пехота. Начались уличные бои. Тогда силы самообороны приняли решение отступать. Несмотря на плотный огонь, колонна прорвалась в соседний Краматорск. Часть техники по дороге подбита.
В соседней Луганской области ополченцы пока остаются на своих позициях. Они отражают атаки военных и одновременно пытаются помочь обычным жителям, которые оказываются в зоне боевых действий. При этом, ради безопасности семей, просят не показывать их лица.
Срочная эвакуация из Камбродского района Луганска прошла ночью, когда началась атака крупнокалиберной артиллерии. Окраины города украинские силовики обстреливают регулярно, но все чаще снаряды попадают в жилые дома. Маленькие дети под этот грохот уже выучили азбуку войны.
Ополченцы доставили людей в общежитие, подальше от зоны обстрела. Здесь им обеспечили ночлег и горячее питание. Многие горожане до конца не верили, что война так громко постучится и в их двери.
"Первый раз вижу такое! Я по Интернету, по телевидению видела, а сама попала в первый раз. Мне было очень страшно. Я сейчас слышу выстрелы, меня аж начинает тряти", - говорит Людмила Мельникова.
Выстрелы и взрывы слышны во всех районах города. Снаряды попали уже в три школы, онкодиспансер, разрушили десятки частных домов. Жители всегда тихих спальных районов уже давно не спят спокойно.
"Что хотят сказать нам люди, которые взрывают нашу территорию? Что они хотят нам доказать? Чтобы мы испугались? Чтобы мы бросили территорию и уехали все отсюда? Освободили свои квартиры, дома, бросили имущество, нажитое годами, бросили стариков-родителей?" - говорит Жанна Верховод.
Пациенты единственного в области центра гемодиализа и рады бы уехать домой, в свои станицы и удаленные поселки. Но из-за боевых действий добираться в Луганск стало сложно. А приезжать на жизненно важную процедуру очистки крови нужно трижды в неделю. Поэтому медики предложили двум десяткам больных пока оставаться в клинике.
"Блокпост не пропускает сюда ни одной машины, ни одного автобуса, - рассказывает Ирина Фоменко. - Две недели уже я не могу отсюда уехать. Лежу в больнице и не могу отсюда уехать домой".
В город непрерывно приходит гуманитарная помощь, которая здесь очень нужна. На коробках - слова поддержки из Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары и десятков других городов. Лекарства, одежда, средства гигиены - всё это на складе не задерживается.
Здесь очень строгая система контроля и учета. Каждая больница или другое учреждение оставляют заявку. Например, список необходимых препаратов для второй луганской клиники. Затем поступившую гуманитарную помощь заносят в единый реестр, а распределяют только с предоставлением отчетных документов.
Очередной гуманитарный груз отправляют луганским сиротам, которых два дня назад тоже эвакуировали и временно разместили в санатории.
"Дети есть дети: живут, радуются жизни. Не понимают, что какое-то время у нас наступило тревожное. Мы ухаживаем за ними, кормим, они не ощущают никаких изменений в жизни", - рассказывает Светлана Шокота, медсестра Луганского областного дома ребёнка.
Чтобы дети из Камбродского района тоже забыли о ночных кошмарах, их развлекают и раздают игрушки. Пятилетняя Яна хотела показать нарисованную в общежитии радугу. Но тут же вспомнила о громе. Так родители называли звук рвущихся снарядов.
Многие эвакуированные из опасных районов горожане думают бежать от войны в Россию, где для начала хотят просто выспаться, в полной тишине, когда не слышно раскатов грома.