В 1975 году флаг был передан на хранение протоиерею Михаилу Протопопову, одному из иерархов Русской православной церкви за рубежом. В 2014 году священнослужитель и потомственный казак, узнав о том, что Севастополь вновь стал частью России, подарил флаг Российскому военно-историческому обществу (РВИО). В октябре 2014 года реликвия будет передана в морской музей Севастополя.
Корреспондент «Известий» побывал в ГосНИИ реставрации, чтобы узнать о том, как велась работа над восстановлением Андреевского флага и других отечественных реликвий.
— Сначала у нас были сомнения, действительно ли это тот самый флаг, — признался Дмитрий Антонов, директор ГосНИИР. — По конструктивным признакам всё совпадает — на нем есть кулиска, в которую продет шкертик — чтобы флаг крепился к фалу флагштока. Но главное — члены кают-компании офицеров бывшего императорского флота были стопроцентно уверены в подлинности флага. Как мы можем им не доверять?
Шелковый флаг размером 134 х 216 см занимает почти половину огромного стола реставрационной мастерской. Время потрепало символ императорского флота — он немного выцвел, в некоторых местах протерся, но по сравнению с другими реликвиями его сохранность близка к идеальной. На реставрационную работу, по словам специалистов, ушло всего два месяца.
— Мы отмыли флаг, зафиксировали повреждения, чтобы отверстия в ткани не расходились. Теперь его можно нормально экспонировать и, если надо, даже возить на выставки, — рассказал Дмитрий Антонов.
Ценному экспонату потребуется аннотация, но пока в его истории немало неизвестных страниц.
Линкор «Император Александр III» был спущен со стапелей 2 апреля 1914 года. В 1917 переименован в «Волю», а в 1919 году сменил название на «Генерал Алексеев» в честь военачальника времен Первой мировой. Участвовал в боевых операциях против занятого Красной армией побережья Днепро-Бугского лимана, вел артиллерийские дуэли с очаковскими батареями красных, отражал атаки их самолетов. Всё это время над линкором реял Андреевский флаг — тот самый, что недавно отреставрировали специалисты московского НИИ.
В 1920 году в составе Русской эскадры «Генерал Алексеев» возглавил караван кораблей, эвакуировавших белогвардейцев из Крыма.
— Эвакуация белых из Севастополя считается одной из самых выдающихся операций по эвакуации войск в истории, — считает Николай Манвелов, консультант РВИО по истории Российского императорского флота. — 150 кораблей вывезли около 150 тыс. человек, из них военных было только 35–40 тыс. Остальные — семьи офицеров и солдат, беженцы, священнослужители.
Русская эскадра пришла в Бизерту, французскую военно-морскую базу на африканском побережье. 30 ноября 1924 года флаг был спущен — это произошло на следующий день после того, как Франция признала СССР.
— Спуск флага на самом мощном корабле — «Генерале Алексееве» — означал конец Русской эскадры, — резюмирует Николай Манвелов. — Дальше след флага теряется. Мы не знаем, как он оказался в Австралии. Но на протяжении 50 лет он использовался русскими моряками во время траурных церемоний. Таким образом символ Русской эскадры засвидетельствовал уход ее последних участников.
— Флаги кораблей императорского флота — довольно редкое явление, а флаги, с которыми что-то связано — уникальны. Все они сохранились благодаря случайностям, — добавляет Дмитрий Антонов.
Рядом с Андреевским флагом на реставрационном столе лежит бумажный конверт. Внутри — частицы ткани казачьего знамени, с которым казаки шли в бой во время Крымской кампании 1853–1856 годов.
— Приходит такая россыпь, представляете? Мы собираем ее как пазл, по миллиметрам при помощи микроскопа — и перед нами знамя Екатерининского полка Кубанского казачьего войска эпохи императора Николая I, — рассказывает Софья Мартьянова, реставратор музейного текстиля ГосНИИР.
102 знамени Кубанского казачьего войска вернулись на родину 6 лет назад. Коллекция не имеет цены и поражает воображение — самое старое знамя датируется XVII веком. Эти реликвии были также вывезены в крымскую эвакуацию, позже попали в Америку. Большинство знамен находятся в хорошем состоянии — хозяева и временные собственники их берегли.
Софья Мартьянова вместе с директором НИИ Дмитрием Антоновым разворачивают знамя, подаренное казакам императрицей Екатериной II.
— Оно довольно длинное, с двумя хвостами на конце, которые, к сожалению, не сохранились, — говорит реставратор. — Знамя даровано императрицей после того, как Запорожское войско стало Черноморским казачьим войском, то есть прекратило свою вольную жизнь и перешло на государственную службу. Кубанцы им очень дорожили.
Отрисовка деталей на казачьих знаменах филигранна. Кажется, что после гражданской войны Россию покинули не только казаки, но и люди, способные создавать подобные произведения искусства.
— А что вы хотите? Первый советский орден Красного знамени сделан простым штампом — бац и всё. А имперские ордена мало того что расписаны вручную, они еще и двухсторонние, — пояснил Дмитрий Антонов.
По мастерским НИИ реставрации можно бродить не один день. В каждом помещении на массивных столах и полках лежат ценнейшие предметы русской истории. Вот какая-то рваная ткань, набитая желтой стружкой. Этот на первый взгляд мусор оказывается сиденьем из кареты Михаила Кутузова, в которой он прибыл на Бородинское сражение. Наряду с опилками и сеном под обивкой сидения обнаружены обрывки газет 1812 года, которые можно прочитать, если хорошенько приглядеться.
Этажом выше идет работа над Смоленской иконой Божией Матери, которую 25 августа 1812 года пронесли по рядам войск на Бородинском поле.
Источник Версия для печати