Исполнился год со дня подписания Договора о принятии в Россию Крыма и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. О воссоединении Крыма с Россией и о передаче Инкерманскому Свято-Климентовскому пещерному мужскому монастырю в дар икону Божией Матери «Благодатное небо» рассуждает в интервью «Русской народной линии» наместник древней обители игумен Орест (Гоянюк).
Воссоединение Крыма с Россией является естественным процессом возвращения полуострова домой, так и должно было быть. В 1634 году, за много лет до основания Севастополя, на башне монастыря были выбиты слова: «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь». Мне кажется, было бы правильно говорить о том, как крымчане относились к отсоединению, а не к воссоединению. Все жители полуострова восприняли воссоединение как законное возвращение домой. Я ощутил 16 марта то, что чувствовали люди 9 мая 1945 года, отмечая Победу. Никогда в своей жизни я не видел такой всеобщей любви, радости со слезами на глазах – крымчане плакали, обнимались, радовались, целовались. Это была настоящая победа, которую невозможно вспоминать без слез, ведь подобного единения в любви, к сожалению, не увидишь иногда даже в храмах.
Передача иконы Божией Матери «Благодатное небо» нашему монастырю является уникальным событием, ничего от человеков, а всё от Бога. Наша обитель пересекалась с деятельностью отца Иоанна Кронштадтского. На 50-летие самого кровопролитного Инкерманского сражения в первую Крымскую войну (участвовало 16 русских полков, более 10 тысяч погибших солдат) Император Николай II издал указ о пристройке к древнему пещерному храму Софии храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Инкерманское сражение состоялось в день почитания этого святого образа.
3 февраля 1904 года отец Иоанн Кронштадтский перевел денежные средства, 100 рублей, для возведения храма «Всех Скорбящих Радость» при нашем монастыре. Таким чудным образом, мы, приезжая мимо Кронштадта, не могли не заехать в Морской собор. Еще святитель Иннокентий Херсонский после окончания Крымской войны обращался в Морское ведомство с просьбой вернуть Церкви развалины Херсонеского монастыря и Инкерманской киновии, дабы их восстановить и оградить Южный Кронштадт (Святитель Иннокентий называл Севастополь Южным Кронштадтом) твердынями не только вещественными, но и духовными.
Мы с радостью заехали в Морской собор, помолились, и на обратном пути совершенно случайно из последних сил решили найти квартиру отца Иоанна. В городе мы плохо ориентировались, но с Божией помощью быстро ее нашли. В квартире нас весьма гостеприимно приняли, мы разговаривали с сестрами об отце Иоанне, о батюшке Геннадии Беловолове, который восстановил этот дивный музей: своим трудом он нашел эту квартиру, отреставрировал ее, восстановил, собрал все материалы и имущество. В беседе мы обронили несколько слов о том, что нашей обители помогал святой праведный о. Иоанн, и через мгновение нас соединили по телефону с отцом Геннадием, который в ту пору размышлял о том, каким образом подарить Крыму, Севастополю икону Божией Матери «Благодатное небо». Отец Геннадий специально заказал этот святой образ. Так вышло, что Сама Пресвятая Богородица все дивным образом управила. Конечно, передача иконы – это чрезвычайно великое событие. Отец Иоанн Кронштадтский помогал восстановлению нашей обители, городу Севастополю после первой Крымской войны, а ныне он продолжает оказывать духовную помощь Южному Кронштадту через своих духовных чад. Будто сам о. Иоанн Кронштадтский передает Севастополю этот святой образ. Если Бог даст, то Сама Пресвятая Богородица придет на крымскую землю из квартиры о. Иоанна Кронштадтского, Морского собора с тем, чтобы небо над Севастополем всегда оставалось мирным, чистым, светлым и благодатным.
Освящение иконы состоится на Светлой Седмице в квартире батюшки Иоанна, затем ее выставят в Морском соборе, а после доставят в Севастополь.