Бесплатно

С нами Бог!

16+

13:44

Вторник, 26 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Монарх – это аскет на троне и «напоминалка» о Творце

29.06.2016 00:19

Е. Никольский представил книгу «Царский путь и святость: культ правителя в истории»

Презентация книги Евгения Никольского «Царский путь и святость: культ правителя в истории» состоялась 20 июня в Культурном центре «Покровские ворота». Автор—доктор филологических наук, бакалавр богословия, познакомил читателей с монографией, в которой впервые рассматриваются биографии причисленных Церковью к лику святых правителей (князей, царей, императоров) монархических государств, преимущественно православных,  в широком контексте европейской культуры.

Хронологический размах темы невероятно широк: от первого святого монарха полулегендарного Мелхисидека (примерно XVIII в. до Р.Х.) до последнего канонизированного монарха Европы Карла I Австрийского (1887-1922), т.е.  исследование охватывает почти три тысячелетия. По словам Е. Никольского, многие авторы уделяли внимание этой теме, но последняя монография Е. Поселянина вышла в 1913 г. С тех пор произошли глобальные изменения: большинство «классических» империй пали, сохранились лишь «символические» монархии; после канонизации в 2000 г. императора Николая II «возникли многие вопросы» и в целом – после «70-летнего вавилонского плена» закономерно задать вопрос: «Возможна ли нравственная власть? Или власть всегда сопряжена со злом?» Все это побудило автора обратиться к теме святости монархов на новом уровне.

 В представленной  монографии, как отмечено в аннотации, автор опровергает расхожее представление о том, что культы благоверных царей являются рудиментом языческого миропонимания. В книге выявляются ветхозаветные истоки почитания святых монархов, последовательно показывается, что политеистическое обожествление царей было «раковой опухолью» религиозного сознания в древности и не утратило актуальности и в наши дни. Рассматривая ветхозаветные примеры монархов, автор подчеркивает, что «царственная святость Израиля была связана с пророческой харизмой», тогда как соседним языческим народам было свойственно обожествление царя, «когда царь становился не образом Бога, а самим богом». Современный отзвук этого явления – движение «царебожников», приписывающих Николаю II божественные свойства. В книге представлен развернутый критический анализ этого феномена.

По словам автора, власть всегда, даже после краха царской/императорской власти, даже в советской тирании, ориентируется на монархическую модель, поскольку «монархическая государственность основана на семейно-родовом начале». Царь – глава семьи, «батюшка», отец для своих подданных, поэтому монарх – «это такая напоминалка нам о Боге-Творце», популярно объяснял Е. Никольский. Монархическое государство строится по модели семьи, а республиканское – «по модели акционерной компании». Именно в силу аксиологической несопоставимости этих моделей в истории Церкви нет прецедентов канонизации правителей республиканских государств, утверждает автор книги. 

«Святости вне Христа нет – это всегда проявление той или иной грани личности Спасителя», -- продолжил Е. Никольский и представил типологию царственных святых, которая предпринята им впервые в историографии. Он начал с равноапостольных и напомнил, что в Православной Церкви почитается 16 лиц в этом лике и 8 из них – монархи. Причем ведущая роль в распространении христианства принадлежала монархам-женщинам. Автор кратко рассказал о судьбах правительниц, крестивших свои народы или способствовавших их крещению:  Ядвига Польская, просветительница Англии Берта Кентская, Клотильда Французская, княгиня Ольга и др. и добавил: «Хотите найти историю христианства – ищите женщину».

Цари-мученики – следующая категория святых. Мученичество определяют два аспекта: «верность подвижника Христу и только Ему» и «сознательный выбор между смертью и вероотступничеством». Царственное мученичество сопровождало всю историю христианства, и оно «более яркое, чем мученичество простое, поскольку царь дает пример народу». Король Олаф, грузинская царица Кетеван, Давид Трапезундский и другие – герои книги Е. Никольского. Отдельный, по его словам, случай – королева Мария Стюарт, изображение которой попало на обложку книги, посвященной преимущественно святым Восточной Церкви. Автор пояснил это так: «Основной причиной ее заточения и казни была ее верность католицизму» и добавил, что Папа Франциск готовит ее канонизацию.

Еще один тип – это святые благоверные правители, способствующие укреплению веры и строительству христианского государства в относительно мирные времена: Ярослав Мудрый, Давид Строитель, Михаил Тверской, которого автор считает своим предком. Есть еще категория «царственные родственники» – они «могли бы жить припеваючи в тени своих монархов, но они воспринимали свое высокое положение как служение». Самый яркий пример такого рода – великая княгиня  Елизавета Федоровна.

Само  положение монарха способствует его теозису (обожению), утверждает Е. Никольский.  Как царь стяжает благодать? Чтобы ответить на этот вопрос, он уделяет большое внимание церемонии коронации монархов, центральным ритуалом которой является помазание на царство – «благословение монарха от Бога на его тяжкий труд». Причем «самой процедурой коронации мы обязаны, как всегда, женщинам», отметил он и привел яркие примеры. Первая коронация состоялась по инициативе св. Клотильды над ее супругом Хлодвигом, именно эта правительница «ввела в христианскую историю ритуал коронации». Византийская императрица Пульхерия инициировала помазание на царство своего супруга Маркиана. На Руси процедуру поставления на престол обогатила ритуалом помазания София Палеолог – последняя византийская принцесса, супруга Ивана III.

В чем же суть царственной святости, спрашивает автор и сам же отвечает: «Это глубочайшее смирение: когда он, в своем облачении из золота и бриллиантов, при раболепстве всех его поданных, понимает, что он такой же человек, что его назначение – управлять ими для их же блага. Это тончайшая аскеза. Недаром византийские паремии монархам—такие же, как преподобным аскетам. Царская святость равна преподобничеству, это аскет на троне. Благоверноый монарх подражает Христу как царю».

Именно поэтому царская святость представляет не только исторический интерес, подчеркнул автор.  «Обращение в молитве к святым монархам побуждает нас с большей ответственностью исполнять свое служение, стоять перед Богом. Царственные святые показывают нам свободу от общественных предрассудков, свободу быть настоящим христианином. Зачем нам знать святых монархов? Чтобы быть нормальными христианами, не быть конформистами, приспособленцами, а быть людьми свободного духа. И любой святой монарх в силах по молитвам к нему ниспослать этот дар. Призываю христиан молиться им, найти среди них своего особого молитвенного покровителя. Опыт высшей свободы и смирения будет для нас путеводной звездой», -- сказал Е. Никольский.  

На презентации выступила  литературовед Ирина Багратион-Мухранели, потомок грузинской царской династии. Она свидетельствовала о широком народном почитании святых монархов в Грузии: «Любой грузинский школьник может перечислить имена царей, которые положили жизнь за свой народ». По ее словам, представленная книга очень актуальна – «для того, чтобы понимать, что нация едина, она должна иметь достойного главу, и это нормальный исторический путь». Елена Веселова, приглашенная автором на вечер, поделилась свидетельством о том, «что может истинный государь». Она рассказала, как в 1990 г. «простая фотография» Николая II «буквально за несколько секунд» превратила ее, преподавателя научного коммунизма,  в «монархистку и христианку».

В заключительных главах книги, согласно аннотации, подробно анализируются обстоятельства, связанные с канонизацией и почитанием императора Николая Второго в современной России, а также новые феномены религиозной жизни: ересь царебожников и «православный сталинизм», культы принцессы Дианы и царевны Софьи.

Музыкальным сопровождением презентации стал коронационный гимн Генделя и монархические песни Жанны Бичевской.

Юлия Зайцева

Источник Версия для печати