В этом же, 2016 году, в августе, исполняется ровно 95 лет, как большевики расстреляли Николая Гумилева.
Его стихи являются безусловной, неотъемлемой частью русской литературы, ее самого дорогого и ценного наследия. Его жизнь – постоянная борьба, будь то африканские экспедиции, или сражения на полях Первой мировой… Рыцарь, поэт и романтик, он ни разу не предавал ни себя, ни свою Родину. Он боготворил Россию даже в самые страшные периоды её истории.
«Мало того, что он добровольно пошел на современную войну (речь идёт о Первой мировой) — он — один он! — умел ее поэтизировать. Да, надо признать, ему не чужды были старые, смешные ныне предрассудки: любовь к родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести. И еще старомоднее было то, что он по этим трем пунктам всегда готов был заплатить собственной жизнью», —написал А. И. Куприн в статье «Крылатая душа» сразу после гибели Гумилёва…
И даже в советской России, в постреволюционном Петрограде, где Гумилев был очень популярен, он был верен своим принципам. Поэт Г. Иванов вспоминал: «Он, идя после лекции, окруженный своими пролетарскими студистами, как ни в чем не бывало снимал перед церковью шляпу и истово, широко крестился. Раньше о политических убеждениях Гумилёва никто не слыхал. В советском Петербурге он стал даже незнакомым, даже явно большевикам открыто заявлять: «Я монархист».
Он родился в Кронштадте, был убит по обвинению в участии в Таганцевском заговоре и «Кронштадтском мятеже». Но в Кронштадте, где есть множество памятников, бюстов, мемориальных досок, нет, просто нет ни одного упоминания о Николае Степановиче...
В 2001 году губернатор Владимир Яковлев подписал Распоряжение № 1050-РА «Об установке памятника-бюста Н. С. Гумилёву». Этим распоряжением предполагалось установить монумент в 2006 году, к 120-летию со дня рождения поэта, но распоряжение так и не было исполнено. Шли годы, менялись губернаторы и главы районной администрации, а память об одном из самых ярких уроженцев Кронштадта так и не увековечена. И это преступление. И перед ним, памятью о нём, и перед нашими детьми, и перед нашим будущим.
«…Крикну я... но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела»
«Память», апрель 1921, Н. Гумилев
Мы обращаемся к руководителям районных, городских и федеральных властей с просьбой (требованием!) восстановить справедливость, исполнить исторический долг и увековечить память Николая Степановича Гумилёва в городе Кронштадте.
От имени редколлегии газеты «Кронштадтский вестник» Инна Шитова
Источник Версия для печати