Бесплатно

С нами Бог!

16+

11:28

Вторник, 26 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Большевики-расхитители перевозят серебряную раку Александра Невского из Лавры в Зимний дворец

Фото: Большевики-расхитители перевозят серебряную раку Александра Невского из Лавры в Зимний дворец

Святыня должна быть в Церкви, а не в музее!

08.09.2016 23:42

Эрмитаж по-прежнему отказывается возвращать Русской Православной Церкви раку Александра Невского, а вопрос об изготовлении ее копии повис в воздухе

12 сентября, в День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, в Петербурге состоится традиционный крестный ход, в котором примут участие сотни тысяч верующих. Этот день за последние годы стал не только православным, но и общегородским праздником. Омрачает его только то, что до сих пор не решен вопрос о возвращении  раки Александра Невского, в которой до революции хранились мощи - она по сей день находится в Эрмитаже. Музейщики много лет игнорируют мнение церковных иерархов и просьбы верующих. А государство не может стукнуть кулаком и приказать директору музея Михаилу Пиотровскому исполнить требования закона и вернуть похищенную большевиками святыню церкви.

Еще в 1922 году, в разгар антирелигиозной кампании, большевики вскрыли раку, в которой находились мощи Александра Невского. Останки попали на хранение в Музей религии и атеизма. А надгробие, изготовленное русскими мастерами в 1742-1752 годах по указанию императрицы Елизаветы Петровны и представляющее собой саркофаг из чистого серебра, разобрали на части и вывезли на грузовиках в Зимний дворец. Там оно было выставлено на публичное обозрение в одном из залов.

На излете эпохи коммунизма, в 1989 году, мощи Александра Невского c большими почестями были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. А вот усилия церкви по возвращении раки Александра Невского не увенчались успехом и по сей день. И это несмотря на действующий закон о возвращении имущества религиозным организациям!

В 2001 году тогдашний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир заявил журналистам: «Мы обращались много раз в Государственный Эрмитаж, и не так давно я беседовал с его директором господином Пиотровским о том, что место раки - в Александро-Невской Лавре, где почивают его святые мощи. Сохранность раки мы гарантируем. Однако упорство музея и затягивание решения вопроса о передаче раки, ее возвращении на свое историческое место, нам просто непонятно. Думаю, это рецидивы старого атеистического налета в сознании некоторых музейных работников».

Регулярно затрагивает эту тему и наместник Александро-Невской Лавры Назарий. «Существует проблема возвращения раки на ее родное, историческое и законное место - ведь именно для мощей она делалась, и именно мощи святого Александра Невского и должны в ней почивать, - говорил он в одном из интервью. - Имя святого благоверного князя, его мощи заслуживают лучшего обрамления, чем есть на сегодняшний день. Если драгоценный камень обрамляют в драгоценный металл, он от этого становится только весомее. Так же и мощи. Естественно, они сами по себе, в любом месте, в любом ларце, будут нести ту благодать, которая через них подается людям от Господа. Но они должны иметь ту оправу, которая была для них предназначена».

В 2012 году была предпринята попытка вернуть раку святого Александра Невского через суд. Судилась не церковь. С частной инициативой выступил простой петербуржец Алексей Коновалов. Не юрист - просто неравнодушный человек. Суд был проигран. Юристы Эрмитажа смогли убедить судью, что музей не нарушает права граждан на доступ к культурным ценностям.

Тогда же Михаил Пиотровский ясно дал понять, что Эрмитаж возвращать раку Александра Невского церкви в принципе не собирается: «Серебряное надгробие - не чудотворная икона. Его ритуальная роль меньше художественной и историко-культурной. Поэтому передавать ее из мирового музея в храм было бы неверно. Но и тут есть свой рецепт. В Александро-Невской лавре можно разместить точную копию гробницы. Эрмитаж уже заручился поддержкой властей страны и города. На основе предложения музея в правительстве решается вопрос о выделении средств на создание такой копии. Надеюсь, что меценаты тоже не останутся в стороне».

Тут стоит отметить, что Михаил Пиотровский - это, конечно, не Николай Буров. Он уважительно относится к церкви, идет на контакт со священнослужителями, не делает резких заявлений. Мы видели, как неумно может себя вести директор музея на примере скандала вокруг несостоявшейся передачи церкви Исаакиевского собора. Буров и ножками топал, и слова обидные говорил, и даже маятник Фуко как символ атеизма из чулана достал - лишь бы насолить церковным иерархам. Пиотровский не такой, и тем удивительнее его бескомпромиссность в вопросе о надгробии Александра Невского. В СМИ в связи с этим даже обсуждалась версия, что настоящая серебряная рака могла быть из Эрмитажа похищена, а вместо нее выставлена копия. В связи с этим вспоминается скандал десятилетней давности, когда правоохранительными органами была раскрыта крупная кража: из запасников Эрмитажа пропали драгоценности общей стоимостью 130 миллионов рублей. Виновными оказались сотрудники музея. Но нам бы не хотелось думать о плохом…

Как бы то ни было, наместник Александро-Невской лавры Назарий во время одной из встреч с руководством Эрмитажа заявил, что церковь готова принять копию раки. Была обозначена стоимость изготовления этой самой копии - пять миллионов долларов! И это неудивительно: ведь рака была сделана из высокопробного алтайского серебра, а весит без малого 1440 килограммов! То есть почти полторы тонны!

Конечно же, денег на изготовление копии раки в госбюджете не нашлись, да и меценатов, готовых понести многомиллионные траты, пока на горизонте не видно. Православная святыня до сих пор находится не в храме, а в музее. Там, куда почти сто лет назад ее поместили большевики-расхитители. Разве это справедливо?

Олеся ГОРДЕЕВА,

интернет-журнал «Интересант»

Источник Версия для печати