В проповеди он отметил, что государь принимал большое участи в жизни Церкви: расходы на ее содержание увеличились вдвое, жизнь духовенства стала значительно легче. Именно Павел I учредил в Санкт-Петербурге духовную академию. Он трепетно относился к храму, любил его. В архиве КГИОПа хранится историческая справка с такой информацией: "По рассказам очевидцев, император бывал в ней (церкви) зимой и летом, пел на клиросе, управляя хором певчих". (Церковный вестник. 1878 г., № 26, с. 4-5). А в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга есть материалы о том, что будущий император лично занимался выбором духовенства для любимого им храма. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы и богослужебные сосуды ы (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) были пожертвованы в церковь из личного владения царя.
В годы безбожия убранство храма было украдено, утеряно или уничтожено. Единственный свидетель молитвенных воздыханий императора - ажурная решетка балкона на хорах, сохранившаяся до наших дней.
Но уничтожалось не только материальное наследие павловских времен. Старательно замалчивались или искажались его общественно полезные деяния, а ошибки и неудачи преувеличивались. Личностные качества показывались односторонне, так что в придуманном образе было невозможно разглядеть его истинное лицо.
Будучи великим князем, он получил в подарок от матери, императрицы Екатерины II, Каменный остров, где были воздвигнуты Каменноостровский дворец и рядом с ним, под личным контролем цесаревича, храм. Зодчий Юрий Фельтен стилизовал здание под западноевропейскую средневековую капеллу, внеся элементы неоготики. Храм освятили 24 июня/7 июля 1778 года.
Более ста человек молились 24 марта за панихидой у гробницы императора в Петропавловском соборе. Ее возглавил настоятель собора архимандрит Александр (Федоров), которому сослужили клирики епархии, в том числе настоятель храма святого Пантелеимона в Удельной протоиерей Алексий Масюк.
"Царствование Павла Петровича - такое краткое, но светлое, пробуждает в каждом размышляющем об этом времени не менее светлые чувства", - сказал в проповеди архимандрит Александр. В качестве двух главных достижений самодержца он назвал ряд важнейших законов империи, а также то, что Павел Петрович фактически дал новую жизнь династии Романовых. Все последующие русские монархи - его прямые потомки. Сам процесс престолонаследия получил четкие законченные формы.
Отец Александр напомнил о наследии императора, навеки запечатленном в архитектуре северной столицы. Это и Казанский собор, указ о строительстве которого он издал. Это и Михайловский замок, где государь так и не успел пожить и был убит заговорщиками.
"Его смерть действительно сродни мученической. Он не отрекся от престола, понимая ту ответственность, которая лежит на нем как правителе великой страны", - продолжил отец Александр.
К гробнице царственного рыцаря в XIX веке потекли паломники, твердо веря в то, что у его могилы Господь услышит их молитвы и исполнит их прошения по заступничеству императора. Эта вера подтверждается словами преподобного Серафима Саровского, сказавшего, что государь Павел Петрович как никто чтил уставы Святой Церкви.
Настоятель собора напомнил, что петербургское духовенство до катастрофы 1917 года вело книгу записей чудес, совершившихся после панихид у могилы государя. Император Николай II стал инициатором причисления своего предка к лику святых, и только гибель царской России в 1917 году прервала этот процесс.