9 июня 2019 года в Ковылкинском районе Мордовии состоялось историческое событие – в Шингаринском сельском поселении, неподалеку от заводского поселка Силикатный, был освящен поклонный крест на месте массового захоронения узников трудового лагеря, действовавшего здесь в 1930-1940 годы.
В сослужении духовенства чин освящения креста совершил митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. Богослужение собрало местных жителей, а также гостей из районного центра, из Саранска и других регионов.
Еще до основания Силикатного кирпичного завода в Шингаринском сельском поселении происходила активная добыча торфа, который отсюда отправляли на ТЭЦ в Саранске. Для торфоразработки здесь организовали трудовой лагерь, в котором содержались и политические заключенные, и узники за веру.
Тела узников, умерших от голода, болезней и изнурительных каторжных работ, сбрасывали в траншею в сосновом бору, совсем недалеко от деревни. Все местные жители знали об этом страшном месте, передавая память о нем из поколения в поколение. Несколько десятилетий назад в глухом бору появился невысокий деревянный крест. Его поставила местная старушка – в 1930-ых годах в общую могилу было сброшено тело ее возлюбленного.
Народная молва доносит страшные свидетельства. В траншее вместе с бездыханными телами оказывались и изможденные тяжелейшей работой и голодом живые люди. Кого-то под покровом ночи удавалось вытащить и потом втайне выхаживать. Селяне рассказывают, как их предки прятали спасенного из траншеи священника, фамилия которого до нас не дошла, зато известно имя – иерей Александр. Это – легенда, и подтвердить или не опровергнуть ее сейчас уже нельзя, но то, что среди замученных каторжников было много священников и других «враждебных идеологических элементов» – факт.
Торфоразработка и лагерь при ней существовали в Шингарино до 50-ых годов. Позже здесь возник Силикатный кирпичный завод. Для его строительства и работы очень пригодилась узкоколейка, по которой раньше вывозили торф. Сейчас здесь почти ничего не напоминает о страшных событиях семидесятилетней давности.
Уже в 1990-ых годах неподалеку от массового захоронения было организовано сельское кладбище. С каждым годом количество могил и крестов увеличивается, и вскоре место, где погребены сотни неизвестных узников, могло и вовсе затеряться. Однако недавно к сбору информации о Шингаринском захоронении приступил заместитель председателя епархиальной Комиссии по канонизации святых иерей Николай Новотрясов. Отцу Николаю помогли краеведы и местные жители, всего 20 человек.
Вместе они предоставили ценнейшие сведения. После этого, священник получил благословение митрополита Саранского и Мордовского Зиновия на изготовление большого кованного креста.
Несколько лет назад отец Николай вместе с поисковыми отрядами извлекал останки узников в другом конце Мордовии – у Свято-Троицкого Чуфаровского монастыря, который в 1930-ых годах был превращен в следственный изолятор НКВД. Тогда удалось захоронить несколько сотен умерших заключенных по православному обряду, с отдельными могилами и крестом. В Шингарино это невозможно – есть опасения, что общая могила заражена тифом, поэтому извлекать останки из земли крайне опасно.
По предварительным исследованиям, в общем захоронении погребено не менее трехсот тел умерших узников. Над ними и возносил молитвы ко Господу митрополит Зиновий жарким воскресным днем. Вновь и вновь повторял архиерей слова «Покой, Господи, душу усопших рабов Твоих, всех православных христиан, во дни лихолетья безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, их же имена Ты сам, Господи, веси».
И в завершение – разрешительная молитва с просьбой ко Господу простить им все грехи, которые они успели совершить в земной жизни, и упокоить их души.
Источник Версия для печати