Бесплатно

С нами Бог!

16+

09:30

Понедельник, 25 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

«Английский вкус Императрицы. Царское Село Екатерины Великой»

28.07.2019 11:17

В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» проходит выставка «Английский вкус Императрицы. Царское Село Екатерины Великой».

Экспозиция, посвящённая 290-летию со дня рождения Екатерины II, разместилась Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Среди редчайших экспонатов – подлинные английские гравюры из царскосельской коллекции и предметы из знаменитого «Сервиза с зелёной лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа.

Для царскосельской императорской резиденции Екатерина II – ключевой персонаж. Став Императрицей в 1762 г., она много времени проводила в Царском Селе. За её 34-летнее правление дворцово-парковый ансамбль достиг наивысшего расцвета. Императрица лично участвовала во всех значительных архитектурных проектах, выступала в роли не только заказчицы, но и соавтора. Всё, что делала Екатерина II в Царском Селе, носило отпечаток её личности. Именно здесь в полной мере отразилась англомания Императрицы.

Екатерина II никогда не была в Англии, но собирала виды знаменитых средневековых и современных построек, изучала архитектуру и паркостроение туманного Альбиона, которые были в конце XVIII в. в моде в Европе. Обширная коллекция английских гравюр XVIII в., собранная Императрицей, хранится в музее-заповеднике «Царское Село» (всего около ста листов). В собрании представлены виды английский городов и поместий: Стоу, Кью, Чизик, Ричмонд, Уилтон, Холл-Барн и другие. Некоторые изображения представлены на выставке. Палладиев мост в Екатерининском парке, павильон «Арсенал» в Александровском будто бы сошли с английских гравюр.

В 1771 г. в Царское Село прибыл новый законодатель садовой моды — мастер Иоганн Буш, который приступил к созданию в резиденции английского сада. Позже здесь работал его сын Джозеф. Садовые мастера отец и сын Буши, три архитектора семьи Нееловых совместными усилиями создали новые парковые ландшафты, сохранив их естественные черты, но придав им характер модных английских парков. Сады наполнились замечательными мостиками, ротондами, обелисками, павильонами.

Императрица признавалась в письмах к Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резко определённые береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя её следовать направленно, противному её естественному течению; статуям отведены места в галереях, в передних и т.д., – одним словом, англомания овладела моею плантоманиею».

К содружеству парковых гениев вскоре присоединился Чарльз Камерон. Созданные им интерьеры Большого Царскосельского дворца, роскошные Агатовые комнаты и парковые сооружения – шедевры архитектуры XVIII в. Предметы обстановки, созданные по проектам знаменитого шотландца для комнат Екатерины II и её сына Великого Ккнязя Павла Петровича, также представлены на выставке.

Среди редких экспонатов выставки – детская двухместная коляска (Англия, Лондон, последняя четверть XVIII в.), принадлежавшая внукам Императрицы. Детские экипажи, в которые запрягали пони, осликов и даже коз, были распространённым явлением при европейских дворах. Катание в миниатюрной коляске было одним из развлечений царских детей, одновременно обучавшим их правилам этой части придворного быта.

Садовая коляска, приобретённая, скорее всего, по велению Екатерины II, проявлявшей заботу о воспитании внуков, изготовлена в Лондоне. Она представляет собой уменьшенный в размерах фаэтон — тип модного открытого экипажа.

Чрезвычайно интересны представленные на выставке предметы из «Сервиза с зелёной лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа. В 1777 г. Юрий Фельтен построил путевой дворец, который назвали Кекерекексиненским (по названию этой местности – Кекерики, которое интерпретировалось как финское звукоподражание лягушачьему кваканью). Позже дворец переименовали в Чесменский в связи с победой русского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря. Именно для этого дворца Екатерина II заказала британскому керамисту Джозайе Веджвуду сервиз с многочисленными видами Британии, которые, не повторяясь, должны были представлять готические постройки и пейзажные парки. Такая изобразительная программа соответствовала как личным вкусам Екатерины II, так и её намерению всегда и во всём демонстрировать свои просвещённые взгляды.

В 1774 г. сервиз с 1222 топографически точными британскими пейзажами, состоящий из 944 предметов, прибыл в Россию. Для Императрицы составили каталог видов на французском языке. Для облегчения идентификации пейзажей номера, соответствующие каталогу, были написаны краской на оборотах каждого изделия. Веджвуд назвал этот сервиз «Русским». В России этот керамический ансамбль стали называть в соответствии его принадлежности к екатерининскому путевому дворцу. Дольше всего просуществовало название «Чесменский сервиз». Как о «Сервизе с зелёной лягушкой» об этом памятнике стали писать только в начале ХХ в.

По материалам выставки подготовлен научный каталог, статьи в который написали сотрудники ГМЗ «Царское Село» и Государственного Эрмитажа. В каталоге впервые опубликованы многие гравюры из собрания Екатерины II, а также портреты четы Буш ‒ Джона и его супруги Энн, находящиеся в частном собрании (Великобритания).

Выставка открыта с 11.00 до 18.00, выходной – понедельник.
Стоимость билета – 200 рублей.
Выставка работает до 30 сентября 2019 года.

Версия для печати