Отрадно, что президент Императорского Палестинского Православного Общества Сергей Степашин, наконец, обратил внимание петербургских властей на вопиющую несправедливость, происходящую в городе по отношению к одному из мировых шедевров, визитной карточке (наряду с Медным всадником) города на Неве — памятнику Императору Александру III Миротворцу.
Это выдающееся творение Паоло Трубецкого было сохранено от рук большевиков и спрятано от бомбежек нашими предками в период Великой Отечественной войны, а сейчас стоит бесхозно за забором, без постамента, практически на земле и стремительно разрушается.
В бытность губернатором Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко православная общественность города на Неве надеялась, что градоначальник, который открыто исповедовал себя православным верующим, решит этот вопрос.
В одно время этим вопросом даже занялись петербургские чиновники и депутаты. В связи с этим я, как член Фонда «Возвращение» и вице-президент Скобелевского комитета, обращался к Президенту России Владимиру Путину поддержать эту инициативу, но всё тщетно. До сих пор величественный монумент, который некогда был украшением города, спрятан подальше от глаз горожан и туристов.
Обращение Сергея Степашина вызвало дискуссию в СМИ. Различные эксперты размышляют о том, стоит ли вообще трогать памятник, и если да, то куда он должен быть перенесён. Сразу скажу, что предложение президента ИППО установить его перед Петропавловской крепостью мне кажется неудачным.
Я, как один из руководителей Скобелевского комитета, имел опыт установки памятников, которые задумывались и создавались для одного архитектурного пространства, а устанавливались совсем в другом месте. Все эти проекты немало потеряли о таких «перестановок». Все ещё помнят эпопею, которая развернулась вокруг памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Москве. При всём уважении к архитекторам этого проекта и великолепной работе скульптора Салавата Щербакова, памятник лучше бы смотрелся на высоком постаменте и первоначальном месте (смотровая площадка, Воробьёвы горы). Аналогичная ситуация произошла с аккуратным конным памятником генералу Скобелеву (прекрасного скульптора Александра Рукавишникова), который изначально замысливался в центре старой Москвы, а оказался «спрятан» среди высоких новостроек на юго-западе столицы.
Вот именно поэтому я выступаю за то, чтобы и величественное создание Паоло Трубецкого было восстановлено на прежнем месте, а не втиснуто в какое-то другое архитектурное пространство. При этом стелу, которая сейчас находится на бывшей Знаменской площади, можно было бы перенести в другое, не менее значимое место, к примеру, на площадь Победы.
Александр Алекаев, соучредитель фонда «Возвращение», вице-президент Скобелевского комитета
Источник Версия для печати