Бесплатно

С нами Бог!

16+

10:00

Четверг, 05 авг. 2021

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Научная конференция "Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества» была посвящена 100-летию русского Исхода

10.12.2020 11:20

Научная конференция "Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода" состоялась 8 декабря в онлайн-режиме

Конференция  состоялась по инициативе Постоянной комиссии по взаимодействию с РПЦ Совета при Президенте РФ по делам казачества, Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством, Федерального архивного агентства, Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. В рамках конференции была представлена историко-документальная интернет-выставка, посвященная истории российского казачества. Организаторы посвятили мероприятие 100-летию массовой вынужденной эмиграции добровольческой Белой армии и, в частности, более чем 150 тыс. казаков осенью 1920 г. – беспрецедентному явлению, которое принято называть «русским Исходом».

Как сообщил ведущий конференции, научный руководитель РГАСПИ Андрей Сорокин, это уже шестая подобная встреча историков, которые трудятся ради популяризации объективного подхода к сохранению исторической памяти, повышения интереса современного общества к изучению истории российского казачества, роли Русской Православной Церкви в сохранении традиций казачества, его самосознания в годы революции, Гражданской войны и эмиграции в 1920-е – 1930-е гг.

Участников конференции приветствовали представители организаторов. В частности, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, передал свое благословение через сотрудника комитета о. Тихона Лазуткина, который зачитал также подготовленный митрополитом доклад. В докладе говорится о причинах, которые побудили сотни тысяч казаков покинуть родину в 1920 г., – угроза массовых расправ от рук большевиков была абсолютно реальной. Вместе со своей паствой в изгнание последовали священнослужители, которые подчинялись Временному высшему церковному управлению – этот орган был создан в мае 1920 г., его возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). В докладе подчеркивается, что в экстремальных условиях эмигрантских лагерей в Галлиполи и на о. Лемнос, где оказались казаки с семьями, где было очень трудно физически выжить, русские эмигранты в первую очередь «искали места для молитвы», устраивали в палатках походные церкви, проводили богослужения под открытым небом, крестные ходы, молебны, из подручных средств изготавливали церковную утварь и убранство, постепенно обустраивали церковные школы. «Казаки несли в своих скудельных сосудах пламя истинной веры… Сохраняя православную веру, казаки зарубежья сохранили свое национальное самосознание и способствовали распространению русской культуры во многих странах мира», – отмечается в митрополичьем докладе.

Князь Александр Александрович Трубецкой, председатель Общества памяти Императорской Гвардии (Париж, Франция), сделал доклад о политической и дипломатической деятельности генерала Врангеля на юге России. Подробно рассказав о всех реформах Врангеля, в том числе – социально-экономических, в области просвещения и СМИ, докладчик отметил поддержку им церковных структур. Говоря о массовой эмиграции сторонников Врангеля, он подчеркнул: «Россия сохранила себя в том русском мире, который образовался в тех странах, куда исход загнал русских патриотов. Поражение армии Врангеля стало началом победы этого русского мира, который смог сохранить Россию».

Иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, подготовил сообщение «Епископ Гермоген (Максимов) в духовной жизни донского казачества в 1918–1920-х гг.: от неприятия большевизма до эмиграции». По его словам, значение деятельности этого епископа в духовной жизни казачества практически не исследовано, а между тем он был «выдающимся иерархом, понимавшим суть духовной жизни казачества». Епископ был уроженцем казачьей станицы под Новочеркасском, всегда подчеркивал свою причастность казачеству. Изложив биографию своего героя, о. Тимофей рассказал о его бесстрашном и открытом противостоянии большевикам, о вынужденной эмиграции, о том, как он окормлял изгнанников на о. Лемнос.

Дмитрий Володихин, профессор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, помощник председателя Издательского совета РПЦ, в своем сообщении уделил внимание организации эвакуации казачьих войск из Крыма в ноябре 1920 года. Он подробно рассказал об особенностях эвакуации сотен людей из разных мест юга России и назвал имена тех, кто обеспечил спасение казаков и кто, как считает докладчик, незаслуженно забыт. По его словам, в Севастополе пора ставить памятник вице-адмиралу Саблину, а также почтить мемориальными знаками память адмиралов Кедрова и Машукова, генералов Абрамова и Хостикова.

Анатолий Агафонов, профессор Донского технического университета, представил доклад «Донское духовенство в XVII – начале ХХ вв. Теоретические и историографические проблемы». Он рассказал о том, как формировалась духовная жизнь донского казачества, начиная с конца 16 века, и представил периодизацию ее этапов. Он затронул также вопросы разнородности как паствы, так и самих пастырей, среди которых до начала Синодального периода было много самозванцев, расстриг, старообрядцев; проблемы образования епархии и изменения ее статуса; отношения войсковых властей к духовенству, формирования приходов, феномена полкового духовенства и взаимоотношений казачьего и неказачьего духовенства. По оценкам профессора, в результате советского богоборческого периода в области духовной жизни, храмостроительства и церковного просвещения «осталось менее 1/10 от того, что было в 1914 г.».

Владимир Трут, профессор того же университета, назвал свое сообщение «Приходы Русской православной церкви как центры единения казаков в эмиграции». «Меня поражает стремление эмигрантов к сохранению своей идентичности», - сказал докладчик, имея в виду «высокий уровень духовности казачества в изгнании». В экстремальных условиях, когда надо было заботиться о физическом выживании, сложно было сохранить человеческий облик, но казаки «сохранили не только себя, но и осколки русской культуры». По словам профессора, изгнанники рассматривали церковь как хранительницу национальной идеи, и созданные в эмиграции приходы стали масштабными центрами духовной жизни казачества.

Алла Шадрина, старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, посвятила свой доклад одной из знаковых святынь донского казачества – чудотворной Аксайской иконе Божией Матери. Она была явлена в 1830 г. во время эпидемии холеры на Дону и прославилась исцелениями. С тех пор началось ее почитание, которое стало особенно широким в годы Гражданской войны. Во время Исхода святыня была вывезена в эмиграцию, далее ее судьба неизвестна. Историк считает, что вопрос о поисках этой иконы и ее возвращении весьма актуален, учитывая, что с 2000-х гг. почитание иконы в Донской митрополии возобновляется.

Борис Смирнов, научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва» (г. Волгоград) рассказал о том, как создавалась экспозиция Музея истории гражданской войны в Волгограде и какое место в ней занимают казачьи реликвии. Конференция завершилась презентацией историко-документальной интернет-выставки "Клир и мир. Святыни и духовная жизнь русского казачества. К 100-летию Исхода", которую представил Дмитрий Рублев, ведущий специалист РГАСПИ.

Источник Версия для печати