«Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом» – из этих разделов складывается сюжет экспозиции, пространство которой оформил художник Алексей Трегубов. Посетители попадут «за кулисы» театрального визионерства Екатерины II и узнают о талантах императрицы как автора, критика и режиссера. Кроме материалов, предоставленных 27 российскими музеями, увидят оригинальные и восстановленные театральные машины из коллекции Петра Айду, а в последнем зале сами окажутся на сцене барочного театра.
Финалом путешествия по выставке станет VR-спектакль Михаила Патласова, основанный на исторических документах, письмах и дневниках современников Екатерины II. Он представит редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, звучавших при дворе и написанных по заказу императрицы. Ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский, известный своими интерпретациями музыки барокко, исполнят их по подлинным партитурам в аутентичной манере. Главную роль исполнит Ингеборга Дапкунайте, она перевоплотится в актрису, которой предстоит сыграть Екатерину II.
Выставка-фестиваль, завершающей частью которой является VR-спектакль, продлится до 9 января 2022 года.
См.: Развитие русского театра при Екатерине II, Музыкально-театральная деятельность Екатерины II