18 (5) октября на Смоленском Православном кладбище Петербурга у могилы полицейских Тяпкина и Самсонова прошла акция памяти, посвященная Дню полиции Российской Империи. Общий праздник для полиции России был учрежден Высочайшим повелением Государя Императора Николая Александровича и был приурочен к памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского – святого покровителя Цесаревича Алексея Николаевича, чьё тезоименитство приходилось как раз на 5 октября.
Почтить память полицейских пришли члены Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена, Петербургского Дворянского собрания и историки.
Историк Дмитрий Кудрявцев у могилы Тяпкина и Самсонова раскакзывает об истории Дня имперской полиции.
Участники памятного мероприятия у могилы Тяпкина и Самсонова на Смоленском Православном кладбище.
Могила околоточного надзирателя Алексея Тяпкина и городового Антипа Самсонова для проведения памятного мероприятия была выбрана не случайно. Это единственное известное из сохранишься захоронений чинов полиции Российской Империи в Санкт-Петербурге. В своё время имена этих полицейских были широко известны в Имперской Столице. Оба они, с разницей менее года, совершили схожие подвиги, остановив ценою своей жизни нёсшихся без кучера впряжённых в брички лошадей, тем самым предотвратив многочисленные жертвы среди петербуржцев. Санкт-Петербургский обер-полицмейстер Фёдор Фёдорович Трепов даже заказал художнику академику Сверчкову картину «Подвиг городового Тяпкина 8 ноября 1868 года», находящуюся ныне в Русском музее. В самом конце 80-х годов прошлого столетия захоронение полицейских было обнаружено членами историко-патриотического объединения «Русское знамя». В 2007 году захоронение было полностью восстановлено.
Н. Сверчков. «Подвиг городового Тяпкина 8 ноября 1868 года»
Ниже мы публикуем статью из журнала «Вестник полиции» №40 за 1914 год, посвящённую прошедшему празднику.
К ДНЮ ОБЩЕПОЛИЦЕЙСКОГО ПРАЗДНИКА
Среди разгара боевых действий на театре войны, среди общего напряжения моральных и экономических сил родины внутри страны - для чинов нашей полиции наступает знаменательный и торжественный день, известием об установлении которого начинался первый номер нашего журнала за текущий год. Читатели несомненно помнят это высокорадостное для всей русской полиции известие: по всеподданнейшему докладу г. министра внутренних дел, Государю Императору благоугодно было, в 7 день декабря сего [1913] года, Высочайше повелеть: «Установить общий для полиций империи годовой праздник 5 октября [18 по новому стилю], во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского».
Проявленное этим актом Высочайшей воли милостивое внимание к русской полиции с высоты Престола значительно усугубляется в своем значении тем обстоятельством, что общий годовой полицейский праздник приурочен к светлому дню другого общерусского праздника - тезоименитства Царского Наследника, олицетворяющего счастливые упования русской земли на будущие ее времена.
Таким образом в наступающем впервые для нашей полиции дне ее общего ликования, общих радостей и общих надежд знаменательно сочетаются и те же чувства всего русского народа, что является как бы залогом грядущего установления вполне нормальных, доверчивых отношений между полицией и населением.
Непосредственным же и наиболее осязательным для задач полицейской службы значением установленного праздника служит достигаемое им идейное объединение разбросанных по всему пространству нашей земли отдельных полицейских тружеников, создание среди них крепких и доблестных корпоративных традиций, оберегающих доброе имя полицейской семьи и честь полицейского мундира, подобно тому, как это достигнуто в обширной воинской семье.
Общий полицейский праздник должен знаменовать собою и постоянно напоминать чинам полиции общность их полицейского дела, должен направлять их общие усилия к тому, чтобы это дело повсеместно велось на почве строгой законности, именно в ней находя себе объединяющие начала и именно из нее почерпая источник для создания и укрепления профессиональных полицейских традиций.
Только такие традиции создадут постепенно общественное уважение к чинам полиции и их делу, только из них должно вылиться правильное понятие о чести полицейского мундира - и иного о ней понятия ни у населения, ни у самих чинов полиции не может и не должно быть, так как единственным исходным и опорным пунктом всякой службы является существующий для нее и опубликованный для всеобщего сведения и исполнения закон.
Итак, моральное объединение чинов нашей полиции, целям которого несомненно будет служить установленный обще полицейский праздник, есть объединение понятий о законности в полицейской среде и сообразование служебного и личного образа действий каждого полицейского чина с ясно определившимся кругом таких понятий, а каждый вновь наступающий годовой праздник должен быть днем радостной проверки, подсчета итогов всего добытого и усвоенного в этом направлении за истекший год. Таким образом будут накопляться впредь моральные богатства нашей полиции, твердое сознание которых и неуклонное следование которым и будет представлять собою сущность полицейских корпоративных традиций.
Обращаясь к наступающему дню первого годового обще полицейского праздника, приходится сказать, что условия настоящего времени должны придать ему особую окраску. Всецело занятая великой всемирной войной, страна наша о ней только сейчас главным образом и думает. Все остальное тушуется, отходит в тень, становится на задний план. Истинными праздниками русской земли сейчас могут быть только праздники военных ее успехов. Эта исключительная задача текущего времени подчиняет себе все остальные и вне ее нет в данное время никаких других интересов.
Само собою разумеется, что и первому всероссийскому полицейскому празднику не будет сейчас яркого места на общем фоне текущей русской действительности.
Нет ни надобности, ни возможности обращать на себя теперь особливое внимание, не время теперь создавать общественное событие из скромного полицейского праздника. Пусть все помыслы, все напряжение воли граждан русской земли будут устремлены туда, где идут кровопролитные бои за ее достоинство и неприкосновенность. Это сейчас превыше всего.
Да наши скромные полицейские труженики и не привыкли еще быть предметом благосклонного к ним общественного внимания. Такие времена наступят еще не так скоро и к ним надо подготовляться, работать над приближением их, над созданием удобной почвы для них.
Скорейшему наступлению таких времен будет содействовать не показная сторона полицейских праздников, не праздничный шум вокруг себя и своего дела, а незаметная для чужих глаз, но настойчивая и постоянная работа каждого полицейского управления, каждого отдельного полицейского чина над профессиональным самоусовершенствованием и подготовкой себя к безукоризненному выполнение сложных требований современной жизни, предъявляемых к полиции.
Такое отрадное настроение в нашей полицейской среде давно уже имеется и постепенно расширяется, что неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, как симптом несомненного прогресса и вполне сознательного правильного отношения чинов нашей полиции к своему многотрудному долгу. И подтвердить это обстоятельство перед наступающим днем первого всероссийского полицейского праздника является столь же уместным, как и приятным.
Оно служит также залогом того, что этот праздник пройдет так, как он и должен сейчас пройти, т. е. скромно и по-семейному, в полной готовности к исполнению своих, не прекращаемых никакими праздниками, полицейских обязанностей.
А полицейский журнал провозглашает по этому поводу задушевную здравицу всей трудоносящей русской полиции в знаменательный для нее день.
Л.К.
Вестник полиции. 1914. №40. С. 689-690.