18 февраля 1907 года император Николай II высочайше повелел исполнить решение о создании Собственного Его Императорского Величества гаража.
Через призму этого события, а также дальнейшего становления и развития Императорского гаража, выставка рассказывает о самом малоизвестном периоде автомобилизма в нашей стране – дореволюционном. Первые автомобили, которые тогда называли «моторы», первые выставки, первые гонки, первые победы – все это случилось в России до 1917 года, однако впоследствии было как будто нарочно забыто, а то и вовсе отсечено от исторического повествования, как правило, начинавшегося с первых лет советской власти.
В царской России главным автомобилистом был самодержец Николай II, обожавший свои «моторы» и поездки на них. Государь даже слово придумал для этого действия – «помоторили». Основанный в 1907 году Собственный Его Императорского Величества гараж со временем стал самым большим среди гаражей европейских монархов, но последующие исторические потрясения не позволили ни одному из царских «моторов» сохраниться до нашего времени.
От того времени осталось немногое: несколько уцелевших автомобилей, какие-то случайные детали, аксессуары и сувениры, да фотографии с кинохроникой. Но все эти артефакты, собранные вместе в одном зале, возвращают, казалось бы, навсегда ушедшую эпоху.
Старт пробега на Императорский приз, первые Российские автомобильные салоны, поездки Николая II по стране, сборочный цех Русско-Балтийского завода, фронтовые будни автомобильной роты – анфилада исторических сцен шаг за шагом проведёт посетителя по великой и трагической истории последнего десятилетия Российской Империи. Огромные полноцветные фотопанно, роскошные царские автомобили, подлинные предметы дворцового быта, исторические костюмы и ранее не публиковавшиеся документы помогают ощутить атмосферу давно ушедшей галантной эпохи.
Среди премьер выставки – паровой автомобиль Gardner-Serpollet Type D, предположительно принадлежавший министру императорского двора барону Фредериксу, который ещё в 1901 году пытался увлечь этой технической новинкой императора Николая II.
Представленные на выставке автомобили и мотоциклы Руссо-Балт, Benz, Berliet, De Dion-Bouton, Indian, Hispano-Suiza, Renault, Rolls-Royce, Studebaker, и White относятся к числу известных и даже популярных в дореволюционной России марок. Экспонаты для этой удивительной выставки предоставили более тридцати музеев и частных коллекций, как отечественных, так и зарубежных. Несмотря на уникальность исторических артефактов, здесь можно фотографировать.
Кроме сохранившихся раритетов, на выставке представлен проект «Русско-Балтiйскiй. Возрождение легенды», посвященный воссозданию знаменитых отечественных автомобилей «Руссо-Балт» с использованием оригинальных чертежей и технологий того времени.
Специально к выставке издан фотоальбом «Царский выезд», содержащий более 100 редких и уникальных фотографий автомобилей императора Николая II и представителей династии Романовых. Многие снимки, которые вы найдёте в этой роскошно изданной книге, впервые извлечены из фондов российских и иностранных музеев, архивов и частных собраний.
Источник Версия для печати