Эти работы проводятся в ходе масштабного реставрационного проекта «Екатерина II. Личное пространство». Его реализация стала возможна и проходит при поддержке ПАО «Газпром».
Личные апартаменты Императрицы Екатерины II в Екатерининском дворце – шедевр эпохи классицизма, созданный Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги. Во время Великой Отечественной войны интерьеры Зубовского флигеля были утрачены.
Специалисты Царскосельской янтарной мастерской воссоздают отделку восьми залов: Китайского и Купольного залов, Синего (Табакерки), Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской комнаты, Туалетной.
Процесс реставрации сопровождает серьёзная научно-исследовательская работа. На основании архивных документов, описаний, автохромов, акварелей, чёрно-белых фотографий и подлинных сохранившихся фрагментов мастера скрупулёзно воссоздают каждый элемент декоративного убранства.
– За последний год мы заметно продвинулись вперёд. Теперь элементы художественного декора пяти первых комнат изготовлены в мастерских практически полностью, начался их монтаж на стены, потолки и полы. На основании тех фрагментов, что уже установлены, можно представить себе блеск и утончённую изысканность убранства интерьеров личных комнат Екатерины II. Первыми будут завершены работы в Купольном зале, Серебряном, Зеркальном кабинетах, Табакерке и Опочивальне, – сообщает заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева.
– Огромный объём сложнейших работ выполнили наши мастера, сейчас уже поражают красотой Серебряный кабинет и Купольный зал. Практически завершён живописный с золотом плафон в Зеркальном кабинете, реставрируем исторический паркет этого интерьера – во время Великой Отечественной войны он был вывезен в Германию, позже его обнаружили и вернули в Царское Село. Воссоздаём великолепный паркет в Табакерке и Опочивальне, – говорит директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Павлович Игдалов.
В целом для всех интерьеров изготовлены более 10 тысяч декоративных золочёных металлических деталей – орлы, цветы, листья, вазы, геометрические узоры и веточки дуба.
О великолепии этих комнат уже сейчас можно судить по Серебряному кабинету. Эффект от чередующихся живописных пилястр тончайшей работы и зеркал – фантастический. Воссозданы и зеркальные ниши.
В Купольный зал вернулся купол. Это была сложная и слаженная работа музейщиков, архитекторов, конструкторов, живописцев, лепщиков, позолотчиков и резчиков. Уже созданы и ждут установки деревянные альфрейные колонны и элементы лепного декора.