50 лет назад, 23 сентября 1972 года, в госпитале Лавуазьер под Парижем скончался подъесаул Лейб-гвардии Атаманского полка, участник трёх воин, выдающийся поэт Русского Зарубежья Николай Николаевич Туроверов.
Имя русского поэта Николая Туроверова долгие годы находилась под запретом в подсоветской России. Человек, чьи стихи переписывали от руки тысячи людей, поэт, сумевший выразить трагедию миллионов русских участников Белого движения, всю тяжесть и тоску их вынужденного изгнания, был почти неизвестен на Родине, которую так любил. Воспевший красоту донских земель, казачью историю и традиции, он 53 года из своих 73 лет прожил во Франции — попрощавшись с Россией в 1920 году, Николай Николаевич больше никогда не увидел родных станиц.
Кроме стихов, которыми согрел столько душ, поэт очень многое сделал для спасения реликвий Русской военной истории. Именно с его участием было вывезено в Европу собрание Лейб-гвардии Атаманского его Императорского Высочества наследника Цесаревича полка, именно он стал организатором многочисленных русских исторических и военных обществ.
Такие люди, как Туроверов, на чужой земле не давали забыть русским людям, их детям и внукам, кто они и откуда родом. Потому-то его творчество, его живой пример конкретных дел в самые трудные моменты истории, так нужны в современной России — именно сейчас, в непростые для Неё времена. Воин, поэт, исследователь, собиратель исторических раритетов — всё слилось в нем, одной из самых ярких фигур Зарубежной России.
Обо всём это и многом другом рассказали соратники Тульского отдела Российского Имперского Союза-Ордена (РИС-О) на уроке, приуроченном памяти русского поэта, воина и великого патриота России Николая Николаевича Туроверова учащимся Тульского сельскохозяйственного колледжа 23 сентября сего года.
Источник Версия для печати