Перед Первой мировой войной Великий Сибирский путь проходил от Санкт-Петербурга до Владивостока через Омск и составлял 9 508 км. По состоянию на конец XIX века станция была одной из крупнейших на Западно-Сибирской дороге. Омск посещали Великие Князья Владимир Александрович и Константин Константинович, а в июле 1891 года, возвращаясь из своего Восточного путешествия, Омск посетил Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Император Николай II.
Передвижная выставка «Развитие железных дорог в России под покровительством Императорского Дома Романовых» посвящена истории становления железнодорожного дела в Российской Империи и создания Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали, рассказывает о роли Императорского Дома Романовых в развитии российских железных дорог.
«Для нас очень важен был этот юбилей Великого Сибирского пути, Транссиба. Он широко отмечался в прошлом году, но, когда мы взялись за материалы, мы поняли, что у нас не такие большие научные силы, - мы год потратили на то, чтобы собрать эту выставку, смакетировать, найти все исторические фотографии, документы, чтобы их копии разместить на этих стендах, - рассказала председатель наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова. - Нам очень хотелось, чтобы это была фундаментальная работа, которая отвечала бы замыслу государя-императора Александра III в 1891 году, когда он характеризовал это как общенациональное дело. Мне кажется, что для нас очень важно найти такие проекты, которые объединяют всю Россию. И вот Господь так нас сподобил, что в то время, когда бурно развивалась промышленность, когда нужно было выстраивать отношения с Западом, которые никогда не были простыми, естественно, мы должны были быть сильными. И когда у нас появляется 9288 км железных дорог от Москвы до Владивостока, то большей протяжённостью отличались только дороги в США. И когда на всех выставках в Париже 1900-го и 1908 года мы взяли все возможные призы за свои инженерные достижения, у нас были потрясающие перформансы, которые мы делали на Парижских выставках, рассказывая об этой железной дороге, популяризируя Россию, утверждая наши масштабы, наши просторы. И первый наш министр путей сообщения, которого назначил ещё император Александр II, - Павел Петрович Мельников, - сказал, что если бы не было железных дорог, то для России их надо было бы придумать. Потому что для нашего климата и наших просторов именно железные дороги являются объединяющей идеей, задачей. И эту задачу мы смогли решить».
Посетители смогут ознакомиться с историей железных дорог в России от начала XIX века до наших дней, узнать о роли Российских Императоров от Александра I до Николая II в организации и стратегии железнодорожного строительства, и влиянии протяженности железных дорог на экономическое, социальное, духовное и культурное развитие местности, через которую они прокладывались.
Руководитель Омской области Виталий Хоценко поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и компании «РЖД» за то, что эта выставка оказалась в Омске.
«Омск - опорный пункт на Транссибирской магистрали, так задумывалось изначально, ещё со времён Российской империи. Появление железной дороги дало колоссальное развитие и Омску, и области, и предопределило дальнейшее историческое значение нашего города как значимого центра. Мы запланировали, что эта экспозиция объедет все наши районы, муниципалитеты, где есть история, связанная с железными дорогами, разместим их обязательно вместе с РЖД либо на вокзалах, либо в музеях. Возможно, и там, и там - такой график в ближайшее время составим. Мы хотим, чтобы Фонд продолжил проводить исторические выставки в нашем городе», - отметил Виталий Хоценко.
Информация, представленная на стендах, позволит жителям российских городов узнать о том, как проходило создание Великого Сибирского пути в их городах и как это повлияло на их развитие и освоение природных богатств, о грандиозных инженерных и социальных задачах, стоявших перед Российской Империей, и их успешном решении, позволившем в рекордные сроки создать Транссибирскую магистраль — самую длинную железную дорогу в мире, позволяющую проехать поездом, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана и обеспечившую железнодорожные выходы из Европы к тихоокеанскими портами и железнодорожным путям в Азию.
«Совместно с фондом компанией "Российские железные дороги" было организовано турне для данного проекта, который посвящён истории практически всех городов, входящих в Транссибирскую магистраль. Важно отметить, что Транссибирская магистраль - это основная составляющая экономики нашего государства. Что касается Западно-Сибирской железной дороги, Транссибирская магистраль проходит по всей территории нашей родной дороги и через всю Омскую область. Все грузы региона как раз уходят именно по Транссибирской магистрали. Что касается тех поручений, которые дал Виталий Павлович, мы совместно проработаем программу, где будем продвигать изучение истории Транссибирского пути, определимся, где это будет на вокзалах. Что касается нас, железнодорожников, мы будем однозначно участвовать в этом, готовы к дальнейшему сотрудничеству», - отметил заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Омскому территориальному управлению Николай Милованов.
Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» создано более 15 передвижных выставок, посвященных трехсотлетней истории Императорской семьи России, и все они находятся на экспонировании в различных регионах страны. Выставки сопровождаются лифлетами и путеводителями, имеют QR-коды.
Источник Версия для печати