На аукционе "Тайные письма и редкие портреты русских царей", который проводит аукционный дом "Книжная полка", выставлены 24 лота. Это письма русских царей, среди них рукописи Петра I, Павла I и Екатерины II. Они принадлежат частному московскому коллекционеру, чьё имя, безусловно, аукционный дом не раскрывает.
– Он принёс нам коллекцию, хранимую бережно многие десятки лет. Решил, что пришло её время, – рассказывает Евгения Лапшина, эксперт аукционного дома. – Все письма в превосходном состоянии, сразу видно, что владелец понимал их высокую ценность. Они прошли реставрацию – от времени у некоторых испортились уголки.
В коллекции пять писем написаны монархами собственноручно, остальные – писарями, а цари поставили подписи.
– Петр I любил писать письма сам, почерк его уверенный и быстрый, – делится Евгения. – Например, письмо от 8 апреля 1697 года о воинском гарнизоне Риги написал, будучи там инкогнито во время Великого посольства. Адресовано оно сподвижнику Андрею Виниусу и состояло из двух частей.
В первой части, по словам Евгении, использованы обычные чернила. В ней Пётр делится впечатлениями от рижан: "Торговые люди здесь ходят в мантелях, и кажется, что зело правдивые, а с ямщиками нашими, как стали сани продавать, за копейку матерно лаются и клянутся, а продают втрое". Во второй – чернила симпатические, которые становятся видны лишь после воздействия на них либо огня, либо определённого химического состава. В этой части император раскрывает стратегические сведения о Риге: о числе солдат и о том, что "город укреплён гораздо, только не доделан".
– Это письмо опубликовано ещё в XIX веке в издании "Письма и бумаги Петра Великого" – продолжает Евгения. – Стартовая цена – 2,3 млн рублей, одно из самых дорогих на нашем аукционе. Остальные письма дешевле – 500–800 тысяч рублей.
Ещё среди писем, написанных царской рукой, очень интересны два письма Павла I. Одно изложено на бумаге Павлом, будущим императором, 13 января 1781 года. Оно на французском, кому было адресовано – неизвестно. Павел благодарит за поздравление с Новым годом и посылает ответное поздравление адресату и его матери. Он пишет: "Я был очень тронут тем, что Вы выразили мне поздравления ... прошу оставаться убежденным, что во всяком случае Вы найдёте во мне те же чувства и то же расположение по отношению к Вам... /Сердечно Ваш./Павел".
Второе письмо вышло из под пера уже Павлом I – императора – 18 августа 1798 года генералу-лейтенанту Николаю Свечину, коменданту Санкт-Петербурга, в связи с награждением его орденом Святой Анны второй степени.
Остальные письма иллюстрируют дипломатические отношения России и Европы. Наши монархи поздравляют европейских коллег с рождением наследников или с заключением брака, как, к примеру, в письме от 3 июня 1738 года императрица Анна Иоанновна желает благополучия Карлу VII Бурбону, королю Неаполя и Сицилии, и принцессе Марии Амалии Саксонской, только что заключившим брак. Или предлагают помощь.
– Император Александр I во время Неаполитанской и Пьемонтской революций, опасаясь расширения революционного движения в Италии, в письме от 8 апреля 1821 года графу Петру Витгенштейну предлагает Австрии 100 тысяч солдат для подавления восстания, – рассказывает Евгения. – Но помощь не потребовалась: после битвы у Навары австрийцы разбили мятежников и восстановили в Пьемонте абсолютную монархию.
Одно из самых ценных писем, представленных на аукционе, продиктовано Екатериной II 20 апреля 1787 года. В нём она говорит графу Петру Румянцеву о необходимости привить от оспы население Малороссии и разрешает использовать для этого все необходимые ресурсы.
Евгения предполагает, что такие коллекции писем часто передаются по наследству – из рода в род – или собираются коллекционерами на аукционах всего мира. То, что такая коллекция попала на антикварный рынок России, – большая удача.