После террористеческого налета ваххабитов летом 2016, Назарбаев распорядился создать министерство по делам религий во главе с бывшим спецназовцем Ермекбаевым, специалистом по контрпартизанской борьбе в Анголе (можете представить себе философию методов?) с огромными китайскими связями, и поставил ему задачу создать из Казахстана _абсолютно светское государство_. Такую азиатскую Чехию, в которой не верит никто и ни во что.
Формально на острие удара - радикальный ислам, и это при том, что раньше к исламу власти были довольно дружественны и позиционировали казахов как исламскую нацию. Но, поскольку, в свете этого, прямо говорить "мы боремся с проявлениями религиозного экстремизма у большинства" невозможно, так как это большинство, то заявляется, что речь идет о защите светскости от любой религии, а стало быть под ударом уже 3,5 миллиона русского населения, в основном православные христиане.
Первая волна тихого религиозного погрома была еще в 2011 году, когда власти вынесли (http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/1668741.html) все молитвенные комнаты из тюрем, интернатов и т.д. Если в тюрьмах еще можно было объяснить тем, что боятся появления ваххабитских джамаатов, а православных под нож - заодно, то все-таки джамааты психоневрологических инвалидов - это призрачная угроза.
Но по сравнению с тем, что началось сейчас - это были цветочки. Теперь все очень очень жестко. Появилась "Концепция госполитики в религиозной сфере". Это уже полноценное гонение на любые религии, что автоматически означает - на Православие, как конфессию четверти населения страны.
Госслужащим - запрет демонстрации религиозных убеждений (никаких тебе купаний в проруби). Учителям - никакого мировоззренческого воздействия в сторону религии. Журналистам - религия только в режиме светской хроники. Всем связанным с государством слоям - приказная установка формировать "светское мировоззрение".
Теперь уже дошло до стадии законодательства о религии, где в законы вносятся множество дискриминационных поправок: https://diakom.gov.kz/ru/content/proekt-zakona-o-vnesenii-izmeneniy-i-dopolneniy-v-nekotorye-zakonodatelnye-akty , и это уже прямо может быть интерпретировано как гонение. Установка на полное вытеснение религии из общественного пространства. Запрет на миссионерство. Запрет преподавания религиоведения. Запрет частного изучения религии. Это уже просто Советский Союз.
Но самый хартленд, конечно, норма, которой не было даже в СССР - запрет на посещение богослужений несовершеннолетними.
«Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению участия несовершеннолетних, не достигших 16 лет, в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и (или) собраниях без сопровождения одного из родителей, совершеннолетних близких родственников, или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также при возражении второго родителя или законного представителя несовершеннолетнего».
При этом, даже после вмешательства Патриаха Кирилла, максимум уступок на которые пошли власти - это отказ от закрытия воскресных школ при храмах, но драконовская мера конвоирования родителями так и остается.
Причем прессинг не чисто словесный. Уже вполне можно начинать составлять жития новоисповедникам Казахстанским. Пока сравнительно безобидные, но долго ли умеючи. За попытку распространения жития преподобного Сергия Радонежского оштрафована Алена Петровна Дубровская, жительница Павлодара. В Усть-Каменогорске судили гражданку, которая разместила на интернет-сайте OLX объявление о продаже расшитой бисером иконы Божией Матери. Летом 2017 года пытались осудить православного священника Владимира Воронцова – поступил донос (!!!!) о том, что он совершает молитвы с детьми во время туристического похода в горы.
При этом трудно не заметить тут определенного лицемерия строителей "Светского Казахстана". Формально главный враг - исламский терроризм, но на деле дискриминационные инструменты используются для запрета русским на их традиционную идентичность (не смей молиться, распространять иконы, жития русских святых), то есть делается заезд в сторону дерусификации составляющего четверть населения страны русского населения, как и в случае с переходом на латиницу - выдернуть русских из русского мира и переварить в некоем новом латинизированно-светском вареве, существенная цель тех, кто все это затеял.
Собственно и выход мог бы быть найден корректный, при котором Православной Церкви, не экстремистской ни разу, были бы предоставлены привилегии не как конфессии, а как традиционному исповеданию этнического меньшинства. Но говорить в таком ключе власти не намерены, поскольку прибыток от антирелигиозной политики в виде: поменьше русских (а православие - фактор идентичности русских Казахстана) не афишируется, но подразумевается.
В долгосрочной перспективе эта секуляризация обернется, конечно, не вестернизацией, как рассчитывает Назарбаев, а китаизацией. Китайское влияние и культурное притяжение станут еще сильнее, чем сегодня. При этом игиловские притязания никуда не денутся, поскольку, на самом деле, секулярной плетью религиозного обуха не перешибешь и пустоту (оставленную и православием и традиционным исламом) начнут заполнять именно военизированные джамааты. В этом смысле антирелигиозная политика мостит дорогу к казахстанскому игилу.
Не менее важно то, что дурной пример заразителен - до сих пор среднеазиатские государства обходились при подавлении ваххабизма подзаконными инструментами, которые православных задевали не сильно. Теперь же они могут скопировать законодательство Казахстана и начнется общесреднеазиатское гонение на Православное Христианство, причем, в зависимости от варварства нравов в некоторых местах, может дойти и до мученичеств.
Самое печальное, что вопреки риторике о том, что колоссальные экономические и миграционные преференции соседям делаются, чтобы не утратить на них влияние, на деле Москва пока никак в ситуацию с давлением на православных и РПЦ (а у нас там целый митрополичий округ) не вмешивается...
Егор Холмогоров
Источник Версия для печати