Во вторник, 27 октября 2009 г., Председатель Правительства и председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин посетил Калининград (Кёнигсберг), где, конечно, провёл встречу с областным губернатором Георгием Боосом. Разговаривая о проблемах региона, Георгий Боос поднял тему задолженности банкротящейся авиакомпании «КД Авиа», прекратившей совершение полётов ещё в сентябре. Авиакомпания перестала генерировать выручку, но продолжает генерировать убытки в виде задолженности по заработной плате. Совокупный долг компании составляет 13 миллиардов рублей, из которых свыше 300 миллионов рублей приходится на долг по заработной плате. К моменту ликвидации авиакомпании, когда работников нужно будет увольнять, долг по заработной плате достигнет, по оценке губернских властей, примерно 450 миллионов рублей.
Выслушав калининградского губернатора, Владимир Путин дал поручение выплатить работникам авиакомпании материальную помощь в сумме задолженности по заработной платы из средств, выделенных федеральным бюджетом на реструктуризацию авиакомпании в областной бюджет в июле с.г. (тогда было выделено 4 миллиарда рублей, большая часть которых потрачена не была). В последующем план реструктуризации не был реализован, поскольку авиакомпания начала процедуру банкротства.
На следующий день, 28 октября, газета «Ведомости» сообщила о том, что на совещании с представителями Минздравсоцразвития и Минфина первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов выразил согласие на план сокращения 20% работников ОАО «АвтоВАЗ». Экономическая целесообразность возобладала над политической конъюнктурой вскоре после завершения кампании региональных выборов 11 октября. Уволена будет 21 тысяча работников. На решение социальных проблем автоконцерна, в том числе, на трудоустройство почти 14,5 тысяч уволенных работников, государство готово выделить 6 миллиардов рублей.
Стоит отметить, что авиакомпания «КД Авиа» была негосударственной, хотя часть акций и принадлежала государственным унитарным предприятиям. Таким образом, выплачивая заработную плату рабочим авиакомпании, государство априори идёт на переуступку долга и юридически должно входить в перечень кредиторов авиакомпании с сомнительными перспективами возвратить какие-либо деньги в бюджет, учитывая 13-миллиардные долги, накопленные авиаперевозчиком. Ситуация с «КД Авиа», как и с «АвтоВАЗ» в очередной раз продемонстрировала ручной подход к управлению экономикой.
С одной стороны, в России за годы власти коммунистов привыкли к повсеместному вмешательству государства, выработали инстинктивный рефлекс рассчитывать в случае неблагоприятных последствий на государственную помощь. Но, с другой стороны, важно всё же отделять интересы частных лиц и средства казны. Государство пока не стало счастливым обладателем философского камня и скатерти самобранки (во всяком случае, автору об этом ничего не известно), а потому любые аукционы щедрости, проводимые государством, проводятся за счёт налогоплательщиков. По-человечески можно понять тяжёлое материальное положение оставшихся без работы сотрудников «КД Авиа», можно понять безысходность жителей Тольятти (Ставрополя), теряющих работу на «АвтоВАЗ». Но при этом человеческом, христианском понимании и даже готовности согласиться с необходимость оказать помощь за мой, налогоплательщика, счёт, неизбежно возникают вопросы к государству. Ведь государство, вмешиваясь в экономику, призвано, прежде всего, заниматься регулированием экономических отношений. Сторонники государственного интервенционализма в экономике настаивают именно на важности государственного регулирования, которое, якобы, лучше ненавистной им «невидимой руки рынка». Но что же это была за государственная регулирующая политика, в результате которой одна из ведущих авиакомпаний запуталась в долгах, как в шелках, а крупнейший автопроизводитель не объявляет о банкротстве только потому, что за его содержание заставляют платить каждого налогоплательщика, выделяя баснословные деньги из федерального бюджета и из средств госкорпорации «Ростехнологии», а также за счёт протекционистских пошлин на иностранные автомобили?
Правительственный курс последних 10 лет пришёл к полному тупику. Один из ярых обличителей кризиса экономист Михаил Хазин в этих условиях взывает к девальвации рубля, т.е. предлагает запустить маховик инфляции. Это, якобы, позволит спасти промышленность. Но это самообман (я надеюсь, что это не заведомый обман). Запустив девальвацию, запустив инфляцию, обесценив накопления граждан, снизив норму сбережений, уронив доходы населения, правительство добьётся одного – заставит налогоплательщиков расплатиться своими накоплениями за долги, накопленные «КД Авиа», «АвтоВАЗ», заводов Пикалёво и, главное, крупнейших банков страны, которым девальвация необходима, чтобы свести балансы. Что произойдёт? Мы заплатим за консервацию неэффективных, устаревших производств, выпускающих неконкурентоспособную продукцию. В этом ли нуждается Россия? Уверен, что нет. России нужна модернизация, Россия необходимо повышение энергоэффективности промышленности, Россия испытывает потребность в передовых технологиях. Всё это требует не инфляции, девальвации и сокращения сбережений, а как раз наоборот – дефляции, ревальвации и роста сбережений, подкреплённого развитием финансовой системы, позволяющей превращать эти сбережения во внутренние инвестиции. А, следовательно, необходима продуманная протекционистская политика, направленная на изменение структуры импорта и экспорта.
Государство – это не плохой и не хороший институт общества, это необходимый, жизненно необходимый институт общества. Когда человек обжигается утюгом, в этом, всё же, виноват не утюг. То, что наше государство используется как инструмент решения частных вопросов, ставит не вопрос о государстве, а вопрос о элите, использующей государственную власть. Вместо того, чтобы решать проблемы олигархов за счёт налогоплательщиков: то выделением ВЭБ денег на поддержку биржевых индексов, то выплатой бюджетных средств на оплату долговых счетов крупного бизнеса, – государство должно наконец заняться полноценной макроэкономической политикой, направленной на решение долгосрочных проблем страны. Именно в подмене полноценной системной политики в стране (не только в экономике, но повсеместно) политикой решения частных вопросов, а не в цене на часы того или иного чиновника таится корень проблемы – в сращивании бюрократии и олигархии.
Ручное управление с каждым днём показывает свою всё большую неэффективность. В Екатеринбургском регионе шахтёры объявили, что займутся самосожжением, если им не погасят десятимесячную задолженность по заработной плате. А ведь с такими проблемами живут сотни, если не тысячи организаций по всей стране, миллионы людей потеряли работу или, хотя и работают, не получают зарплату. До какой степени их проблемы можно решать по пикалёвскому или калининградскому сценарию? А эти проблемы будут нарастать по мере развития уже начавшейся второй волны кризиса. Потребительский спрос падает, стимулируя сокращение производства в секторе, ориентированном на конечное потребление. На фоне скверной ситуации в реальном секторе экономики биржевые индексы демонстрируют в России самые шальные темпы роста в мире, но ралли продолжаться бесконечно не может. Рано или поздно оно будет скорректировано с учётом положения дел в реальном секторе, и тогда удар будут вынуждены принять на себя банки. И волна новых невозвратов и нерефинансированных долгов породит всё новые Пикалёво.
У всего есть предел. Нужно помнить, бесплатного сыра не бывает – за всё нужно платить. Ключевой вопрос – кто и за кого платит. Философского камня у государства нет.
Версия для печати