Выдержки из интервью Кахи Бендукидзе газете «24 часа» (24 ?????)
О направлении ресурсов в отрасли, где инвестиции работали неэффективно
Люди старшего поколения часто говорят, что они много работали… Да, индивидуально они работали, но к сожалению, у этой работы никакого результата не было, но не потому, что они были ленивы, а потому, что экономика этого не позволяла. Грузия была отлично вписана в советскую экономику. Коррупция помогала добиться лучшего результата не за счёт эффективной экономики, а за счёт неэффективной: начальник должен был съездить в Москву, там взятками и разными махинациями добиться, например, повышения цен на чай, виноград или вино. С одной стороны это вроде бы хорошо, но с другой стороны это плохо. В этом была проблема советской экономики: не было разговора ни о качестве, ни о спросе. В Грузии в результате такого устройства экономики были созданы или искусственно раздуты совершенно неэффективные отрасли: чаеводство и виноградарство-виноделие, которые сегодня тяжким грузом лежат на нас. Да, у нас есть места, где растёт хороший чай, но на Цейлоне собирают три урожая чая в году, а у нас один. Чтобы соперничать с Цейлоном, в Грузии должно расти в три раза больше чайных деревьев, а это невозможно! В советское время я бывал на чайных фабриках и помню, как принимали чай вместе с ветками. На сегодня реальная стоимость такого чая чрезвычайно мала, какую бы реанимацию этой отрасли ни проводили, хотя люди до сих пор надеются, что чаеводство будет восстановлено в прежнем объёме. Но такое решение не было бы хорошим. Государство может профинансировать разве что централизованное выкорчёвывание чая, что было бы гораздо лучше, нежели ложные ожидания.
Были созданы также и другие отрасли, совершенно неэффективные в рыночной экономике. Руставский металлургический завод, Кутаисский автомобильный завод и т.д. Выпущенные в Кутаиси машины продавали принудительно «в довесок»: чтобы по распределению достался хороший «Камаз», необходимо было взять и автомобиль Кутаисского автозавода. Лукавые кутаисцы назвали эти машины «невозвращенцами», поскольку они уезжали, а вернуться обратно не могли. Это означает, что ресурс, который был у общественности, был совершенно неэффективно использован. Этот пробел советской экономики по сегодняшний день тянет нас назад.
О развитии регионов
[Хорошо ли, что мною было предложено перенести резиденцию парламента из Тифлиса (офиц. Тбилиси) в Кутаиси?] Разумеется, это хорошо. И дело не в создании рабочих мест, это только дополнительный маленький плюс. Самым большим результатом переноса центральной власти из Тифлиса является то, что мысли об отъезде из столицы перестанут казаться заведомо неприемлемыми. Если бы семь лет назад [т.е. до 2004 г., когда Михаил Саакашвили сменил Эдуарда Шеварднадзе на посту президента Грузии в результате революции роз – прим. «Легитимиста»] кому-то сказали: «Поезжай работать в Батуми», – то в ответ бы услышали: «Ни за что! Я только-только переехал в Тифлис!». Сегодня уже не считается неприемлемым переехать из Тифлиса в Батуми, но этого нельзя сказать о Поти или Кутаиси.
Чрезвычайно важно переломить такие представления, поскольку то, что Тифлис такой большой город – результат советской экономики и постсоветской экономики с советскими элементами [имеется в виду экономический строй до рыночных реформ Михаила Саакашвили – прим. «Легитимиста»]. При «совке» Тифлис искусственно увеличили, чтобы было построено метро (как в городе-миллионере). Кроме того, Тифлис был место, где делилась поступавшая из России рента, что привлекало. Во всём СССР работало 250 медицинских научных исследовательских учреждений. А в Тбилиси было 10% из их числа, т.е. двадцать пять. Но Грузия ни по территории, ни по населению, ни по ресурсам не составляла 10% СССР. Такие учреждения затем превратились в скопления праздных рабочих мест, что и являлось ещё одним из компонентов уродливой экономики.
Советская экономика была искажена, это была экономика плохого качества, экономика с неправильными ценами, праздная, лицемерная экономика.
О Российской Империи и большевицкой оккупации
[К 1921 г.] и Россия, и Грузия были оккупированы большевиками. Хотя в Российской Империи не было демократии, это было цивилизованное государство. У советской империи признаков цивилизованности не было, советская система была создана не ради человека, а ради злой идеи. В Российской Империи существовала элита, создавшая цивилизованный быт. В «совковой» империи большевицкая элита, создавшая СССР, была проглочена ею же созданной системой. На мой взгляд, именно в этот период сформировались главные негативные свойства нашей культуры и общественности, сохраняющиеся и по сей день и кажущиеся даже «традиционными».
В нас по-прежнему ещё заложены «совковые» культурные коды. Иных мы не видели. Выход из «совка» чрезвычайно болезнен, это долгий путь, который предстоит пройти ещё не одному поколению. Если взять известную аналогию, то Моисею понадобились 40 лет, а мы пока прошли всего двадцать.
Советская конструкция настолько неестественна и бесчеловечна по своему содержанию, что не может существовать сама по себе, она может существовать только по принуждению. Когда исчезает принуждение, она разваливается. Процесс развала болезненный и опасный, ведь можно развалить и попасть под обломки. Но всё совковое обязательно развалится, важно, чтобы развал оказался эффективным и не отнимал большой человеческой энергии.
Версия для печати