Цены на нефть на мировых рынках сегодня рванули вверх. К середине дня Brent подорожала на $1,05 до $123,03 за баррель, а нефть WTI - на $0,82 до $105,52 за баррель.
Все, что происходит на мировых рынках с ценами на нефть, все больше похоже на раздувание очередного спекулятивного пузыря, предупреждает экономист Saxo Bank Оле Сло Хэнсен. При этом участники рынка все больше опасаются обвала нефтяных котировок, спровоцировать который могут они сами или малейшее улучшение ситуации вокруг Ирана.
В середине декабря началось мощное ралли на нефтяном рынке, как WTI, так и Brent. Поводом стали ускорение роста американской экономики, непрекращающийся высокий спрос на энергоносители со стороны развивающихся рынков, сбои в поставках из Йемена, Судана и Сирии и, наконец, противостояние между Ираном и правительствами западных стран из-за ядерной программы.
Иран и держит цены на таком высоком уровне. Пока на инвесторов не действуют сообщения о том, что война с этой страной крайне маловероятна.
Барак Обама, конечно, может говорить о том, что шестисторонние переговоры с Ираном дают этой стране шанс выйти из политического кризиса, и заглушить "барабаны войны". Но эти слова пока расходятся с делом: США наращивают давление на иностранные банки - те, если хотят сохранить связи с США, должны будут отчитываться по любым операциям с Ираном. Неудивительно, что инвесторы и продолжают бояться сокращения поставок нефти.
Конечно, незначительный дефицит нефти легко компенсируется за счет увеличения добычи в Ливии и в Ираке, где суточная норма добычи впервые за 30 лет превысила 3 млн. баррелей. Однако в условиях низкого уровня резервных мощностей, нефтяной рынок оказывается в большой зависимости от Саудовской Аравии. Ведь это единственная страна, у которой проблем с мощностями нет. Но Саудовская Аравия - это слишком близко от Ирана.
О силе страха перед нестабильностью в Заливе можно судить по событиям прошлого четверга, когда сообщение иранских СМИ о взрыве на трубопроводе в Саудовской Аравии (которое впоследствии было опровергнуто) спровоцировало пятипроцентный рост цен на нефть - до отметки в $128,4 за баррель - максимального уровня с августа 2008 года. Если предположить, что это сообщение было намеренно придумано Ираном, чтобы добиться еще более высоких цен с целью компенсации потерь от снижения своего экспорта, то ему удалось воспользоваться повышенной нервозностью на рынке.
Весной прошлого года потеря суточного объема 1,4 млн. баррелей ливийской нефти спровоцировала резкий скачок цены на нефть Brent до $127 за баррель. Она продержалась выше отметки в $120 месяц, пока Международное энергетическое агентство (МЭА) не объявило об использовании стратегических запасов нефти. Сейчас ситуация похожа, однако на этот раз ставки гораздо выше, поскольку Иран является более крупным поставщиком на мировом рынке, чем Ливия.
Кроме того, Иран может влиять и на транспортировку нефти из других стран: Ормузский пролив, по которому поставляется около 20% всей потребляемой в мире нефти - это, фактически, внутренний иранский водоем. Если открытый конфликт все же случится, Ормузский пролив будет перекрыт, произойдет непродолжительный, но сильный скачок цен на нефть.
В таких условиях финансовые инвесторы, в частности хедж-фонды, продолжили во все тяжкие скупать контракты по европейскому и американскому сортам нефти - Brent и WTI. Скупка продолжается уже несколько месяцев. Премия за риск возросла до $15-20 за баррель. В итоге, общий объем чистых длинных позиций, которые можно отнести к некоммерческим или спекулятивным по обоим сортам достиг 28 февраля 487 млн баррелей. Межконтинентальная биржа начала публиковать данные лишь в июле 2011 года (выделенная вертикальная линия на графике), поэтому размер длинной позиции по нефти Brent в период ливийского кризиса неизвестен. Тем не менее, можно смело утверждать, что сейчас спекулятивные позиции бьют все рекорды.
Инвесторы скупают нефть в надежде заработать на росте цены
Уверенности у "коротких" спекулянтов - продавцов - за время ралли поубавилось. Соотношение длинных и коротких позиций по нефти WTI достигло нового рекорда: на 4,6 купленных контрактов приходится всего один проданный. Но если спрос упадет или ситуация с Ираном стабилизируется, начнется хаотичное снижение цен на нефть. Нельзя сказать, что рынок достиг своей вершины. Но если раньше участники рынка преимущественно опасались движения на $20 вверх, то теперь аналогичное по размеру движение может произойти в обратную сторону.
Версия для печати