Почти 20 лет назад обещали догнать по экономическим показателям Португалию — одну из беднейших стран Европы. Пока цены на нефть были высокими, погоня была удачной. Однако затем мир накрыл очередной экономический кризис, и Португалия вновь ушла далеко вперед. В чем причина? Правительство Португалии провело экономические реформы, смысл которых заключался не в выкачивании денег из населения и бизнеса ради наполнения волшебным образом опустошающейся казны. Наоборот, налоги снизились, доходы граждан выросли, вырос платежеспособный спрос и в ответ на него стало расти обеспечивающее предложение производство. Люди стали больше тратить, расцвел малый бизнес, стали создаваться новые рабочие места. Все это вызвало эффект, получивший название португальского экономического чуда. Но базис для этого чуда был заложен ранее, в Португалии Салазара.
Чтобы понять о каком успехе мы говорим, стоит описать Португалию до Салазара.
В начале 1920-х годов Португалия нуждалась буквально во всем, что уже имели другие страны в течение последних двух веков: технической модернизации, развитии капитализма, приведении в порядок государственных финансов, ограничении власти олигархата, экономической стабильности.
Условным началом появления экономической модели «Estado Novo» считается 28 марта 1927. Именно тогда Салазар выступил со своей знаменитой речью о «двух экономиках». В ней он, в частности, утверждал, что существуют две экономики: сторонники одной считают успех главной целью человеческой деятельности, а сторонники другой учат презирать богатство и отождествляют нищету с добродетелью. По мнению Салазара, обе эти позиции ошибочны. Не производство портило людей, а ошибки и отсутствие баланса в потреблении. Решение проблемы - это создание богатства путем упорной работы, физическое и интеллектуальное развитие, а также сбережения.
Эти тезисы стали основой новой экономики.
Одной из основ нового государства должны были стать компании (не путать с коммерческими корпорациями) - альтернатива неэффективным профсоюзам. Установление корпоративной системы осуществлялось при активной поддержке государства, путем слияния профсоюзов, общественных объединений, а также органов местного самоуправления.
Запретив существование профсоюзов на классовой основе, Салазар стремился снизить социальную напряженность в обществе и антагонизм классов, направляя энергию и силу людей не на разрушение, а на созидание мира и процветания в государстве. Достигалось это за счет примирения, объединения в рамках корпоративной системы государства как работодателей, так и работников.
В каждой отрасли хозяйственной и культурной деятельности общества допускалось и организовывалось одно «профессиональное объединение», низовое звено корпоративной системы. В состав профессиональных объединений входили организованные объединения различных социальных слоев общества: предпринимателей и коммерсантов, организованных в гильдии; рабочих и служащих, организованных в национальные синдикаты; адвокатов, врачей и инженеров, организованных в ордена; и, наконец, крестьян, организованных в «народные дома». Группа объединений работников и работодателей одной и той же отрасли образовывали союзы, второе место корпоративной системы. Союзы в свою очередь образовывали корпорацию - высшую ступень корпоративной системы.
Корпорации находились под полным контролем правительства. Принятая 9 марта 1938 в дополнение к португальской конституции «Хартия труда» не только декларировала право на труд, ежегодный оплачиваемый отпуск, но и обязывала предприятия и организации, в лице работодателей, информировать рабочих и служащих о ходе и темпах производства. Порядок оплаты, условия труда, продолжительность рабочего дня, условия социального страхования и обеспечения устанавливались в каждой отрасли хозяйственной и культурной сфер деятельности отдельно, в порядке заключения корпоративными объединениями «коллективных договоров», которые требовали одобрения правительства и установление государственного контроля за их соблюдением. Все забастовки были законодательно запрещены.
Действия правительства в области корпоративных преобразований не только способствовали снятию социальной напряженности в обществе, но и непосредственно, за счет большой концентрации производства и капитала, способствовали модернизации и развитию экономики страны. Правление Салазара было периодом умеренного роста, быстрой борьбы с бедностью, хотя и достаточно низким уровнем роста уровня образования до 1960 года. С 1950 года до самой смерти Салазара, рост ВВП Португалии на душу населения составлял в среднем 5,66% в год.
В 1960 году Салазар начал более открытую экономическую политику, под влиянием нового поколения технократов, с опытом работы в области экономики и внедрении новых технологий. В Португалии ВВП на душу населения в 1960 году составлял лишь 38 процентов от данного показателя в ЕС, а к концу периода правления Салазара, в 1968 году этот показатель вырос до 48 процентов. Уже в 1973 году, под руководством преемника Салазара - Марсело Каэтано, ВВП на душу населения достиг 56,4 процента от среднего по ЕС. После длительного периода экономического кризиса и хаоса, который длился до установления власти Салазара, португальская экономика прошла период восстановления до 1960 года.
Португальский экономический рост в период 1960-1973 гг., В рамках режима «Нового Государства», создало возможность для взаимовыгодного, а не неравноправного, партнерства Португалии с развитыми странами мира. Благодаря развитию торговли, туризма и иностранных инвестиций, начались структурные преобразования во всей стране. Начали решаться технические и организационные проблемы, стимулируя формирование современных профессиональных и управленческихкоманд.
Впрочем, следует учитывать, что существовал и фактор, который сдерживал развитие страны. И не позволял говорить про «португальское экономическое чудо» (подобно тому, как в те же годы говорили об «испанском экономическом чуде» - стремительный подъем испанской экономики, который проходил в последние десятилетия правления Франсиско Франко). Это была жестокая и изнурительная война с коммунистическими партизанами (которых активно поддерживал СССР) в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинеи. В конце концов, радикальные коммунистические идеи стали распространяться и среди португальских военных. Что, в конце концов, привело к коммунистическому перевороту в Португалии, который произошел 25 апреля 1974
Власть в стране захватили сторонники различных левых экстремистских идеологий (маоисты, троцкисты, сторонники СССР).
Страна погрузилась в хаос, продолжавшийся до выборов 1976 и 1979, когда к власти постепенно пришли представители более умеренных сил. А португальские радикальные левые вынуждены были мимикрировать в «социалистов» и «социал-демократов». Впрочем, до сих пор португальцы с благодарностью и ностальгией вспоминают эпоху правления Салазара. В его честь слагают песни в популярном народном жанре - фаду. А в 2007 году Салазар, по результатам всенародного голосования, выиграл телеконкурс, который определял выдающихся португальцев всех эпох.
И это закономерно - до момента ухода Салазара от власти и дальнейшего падения «Новой Государства», Португалия была страной с достаточным уровнем технического развития, упорядоченности экономических и социальных отношений.
Говоря об уроках «Нового Государства», стоит отметить, что Салазару, идя путем объединения смелых преобразований социально-политической структуры, гармонизации интересов работодателей и работников, вписывание частной инициативы в процесс построения всеобщего блага, жесткого упорядочения финансового сектора - удалось вывести страну из состояния экономической и политической катастрофы.