Говорите, денег нет, но вы держитесь? Разгадка крылатой фразы звучит ещё циничнее.
Минфин перешёл к почти рекордным закупкам валюты на внутреннем рынке. В период с 9 ноября по 6 декабря текущего года в рамках бюджетного правила планируется приобрести 518,2 миллиарда рублей, то есть почти 7 миллиардов долларов.
Происходит это на фоне катастрофической инфляции. По данным аналитиков, такой резкий рост цен в России наблюдался 14 лет назад. В Минфине и Центробанке заявляют, что инфляция в стране сейчас в основном импортируется с внешних рынков, рост цен на которых также бьёт рекорды десятилетия.
Эксперты же утверждают, что ЦБ и Минфин, исполняя так называемое бюджетное правило, вносят свой вклад в ускорение инфляции. По их оценкам, если бы не бюджетное правило, то курс рубля к доллару сейчас был бы в районе 62-63, а инфляция оказалась бы существенно ниже по причине укрепления нашей национальной валюты.
И ситуация, к сожалению, будет только усугубляться: в понедельник бюджетный комитет Госдумы одобрил поправку о повышении лимита накоплений Фонда национального благосостояния с 7 до 10% ВВП, сверх которого средства могут быть инвестированы.
Представляя поправку, замминистра финансов Алексей Лавров сказал:
"Предлагается повысить порог, при превышении которого ликвидной части ФНБ можно инвестировать средства в проекты, то есть в корпоративные ценные бумаги. Сейчас этот порог 7%, предлагается его повысить до 10% с тем, чтобы позволить увеличить ликвидную часть фонда на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры, и одновременно с этим установить в абсолютных размерах допустимый объём использования средств ФНБ в размере 2,5 трлн рублей на три года для реализации финансирования самоокупаемых проектов".
По мнению депутата Оксаны Дмитриевой, предлагаемая поправка уменьшит возможность использования средств ФНБ на реализацию различных инвестиционных проектов. И господин замминистра с этим согласился – так и произойдёт, возможность уменьшится.
"У меня вопрос, чёрный день в Минфине, он каким должен быть, – поинтересовался Юрий Пронько, – чтобы они там наконец сказали: "Мы наконец-таки собрали денежные средства, чтобы поддержать трусы с носками в стране, чтобы люди нормально жили, а не существовали".
Вчера также стало известно, напомнил обозреватель Царьграда, что Россия достигла рекордных показателей по золотовалютным резервам – до 623,2 миллиарда долларов. И кому хорошо от этого, кроме узенькой группочки людей, которые управляют этими процессами? А теперь они придумали эту новую "мульку", продавили её, а Госдума, конечно, голосует за. Так что же такое чёрный день, на который копят все эти резервы?
Этот вопрос в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с председателем Совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимиром Гамзой и экономистом Петром Заборцевым.
Полная адаптация правительства к чёрным дням?
Юрий Пронько: Они продолжают копить и ещё больше наращивают ЗВР, у них профицит в триллион каждый год – в 2017-м, и 2018-м, и в ковидном 2020-м, и в нынешнем году, на следующий год профицит планируется в 1,3 триллиона рублей. И параллельно с этим они исполняют бюджетное правило.
Владимир Гамза: Есть такое понятие "привыкание к болевому шоку". Если человек регулярно испытывает боль, он начинает к ней привыкать, и каждый шок становится для него легко преодолеваемым. Мне кажется, что у нас правительство настолько привыкло к различным кризисам, что оно всё время ждёт какого-то чёрного дня, когда не сможет удержаться от того, чтобы не потратить все те резервы, которые накопили.
– Получается, что этот день никогда не наступит, по их версии?
В.Г.: Конечно. У них уже наступила полная адаптация к чёрным дням, но на всякий случай они копят – а вдруг наступит такой чёрный день, когда уже точно будет невозможно удержаться от того, чтобы кубышку не потратить.
– А понимают ли персонажи, которые сидят в ЦБ и в Минфине, продолжающие рекордными темпами скупать золото и валюту, что – первое – своими действиями они провоцируют инфляцию в стране, потому что импорт составляет как минимум 40% на потребительском рынке. И второе – понимают ли они, покупая евро, доллары и иные валюты, что их покупательная способность изменилась. Это уже не те доллары, которые были, – достаточно посмотреть на ценники в тех же Соединённых Штатах.
Здесь мы с ними совпадаем – идёт глобальная инфляция, она действительно выросла потому, что американское правительство поддерживало своих граждан и бизнес. У нас в таких объёмах ничего не было. Но нам теперь рассказывают про импортируемую инфляцию, а параллельно скупают валюту, у которой снижается покупательная способность. В чём тут логика?
В.Г.: Надо сказать, что сегодня большинство экспертов высокого уровня и в Минфине, и в Центробанке достаточно квалифицированные люди. Когда говоришь с ними в кулуарах на различных форумах, становится ясно, что они всё хорошо понимают. Но совершенно понятно, что так они действуют не потому, что убеждены в правильности этих действий, а потому, что им даются соответствующие установки.
"Чтобы решить существующую сегодня проблему, связанную с тем, что мы накапливаем резервы, потом эти резервы переводим из рублей в валюту и обратно, создавая неадекватную ситуацию в товарных и валютных балансах, необходимо уплачивать все виды обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды из валютной выручки".
Вот получил ты валютную выручку, а товарную массу отправил за границу, не на наш рынок. И вместо товарной массы имеешь некие фантики. Против этих фантиков в нашей стране нет товарной массы. Поэтому правительству надо заплатить этими фантиками, чтобы оно могло на них, если потребуется, закупить соответствующую товарную массу за рубежом и поставить её в страну. И тогда будет полный баланс во всём.
"Если у правительства возникает необходимость покрыть какие-то рублёвые дефициты, тогда оно имеет право продать эту валюту Центробанку и покрыть дефицит. Или при этом купить на внутреннем рынке рубли, укрепив тем самым национальную валюту. Здесь правительство уже может исходить из вопросов целесообразности".
– Но как-то их целесообразность не совпадает с нашей целесообразностью. Что же они здесь за экономику построили, что мы, народ, в этой ситуации оказываемся крайними?
В.Г.: Я не могу ответить на вопрос, почему они построили такую экономику, что главное в том механизме по уплате налогов, создании резервных фондов. Это мне трудно объяснить.
Они не знают, что делать с деньгами, и этим всё объясняется
– Пётр, что вы скажете по этому поводу? Может быть, вы нам сможете что-то объяснить?
Пётр Заборцев: Мне нетрудно это объяснить. Просто они сделали такой фонд. Дело в том, что эти "ответственные лица" просто не знают, что делать с деньгами. Сальдо баланса очень большое, оно постоянно возрастает с учётом этих сырьевых ралли. А правительство не знает, куда использовать средства.
Никто не продаёт нам нужные средства производства. Если ты не знаешь, что с этим делать, так и не складывай деньги в кубышку, которая всё растёт и растёт, а в конечном итоге обесценивается.
"Это не связано с какой-то хитрой задумкой, это даже не связано с тем, что они что-то отложили на чёрный день. Первый повод, который они привели, это избегание "голландской болезни", как это Алексей Кудрин предлагал. Но реальная причина – они просто не знают, что с этими накоплениями делать, не знают, как развивать экономику. У них ничего не получается. Поэтому собирают и увеличивают запасы".
Завершая программу, Юрий Пронько признался, что пришёл к выводу, который его сильно огорчает. Они боятся брать на себя ответственность. И это самое страшное. Непонятно, что они строили и что они в итоге построили. И дело не в том, что эти люди "только что пришли". В том или ином варианте они уже 30 лет управляют процессами.
Даже те, кто вроде бы ушёл в тень, как потом выясняется, оказывается вдруг, к примеру, главой Экспертного совета нынешнего правительства. Смена только что произошла: Александра Волошина сменил супруг главы Центробанка Ярослав Кузьминов. Посмотрим, как он порулит. Это с одной стороны.
А с другой стороны, перед нами бездарная финансово-экономическая политика, которая привела только к одному – накоплению резервов. И больше ни к чему. Никакой макроэкономической стабилизации нет. Таргетирования инфляции не происходит. Стабильного курса рубля нет. Экономический рост, который они рисуют, основан на постоянных изменениях методологии расчётов официальной статистики. А эхом даже при всех накопленных резервах разносится крылатая фраза: "Денег нет, но вы держитесь..."
Программа "Царьград. Главное" выходит на "Первом русском" каждый будний день в 18:00. Не пропустите!
Источник Версия для печати