Силуанов велит экономить
Заявление министра финансов России Антона Силуанова о необходимости "фронтального сокращения" расходов бюджета будет иметь далекоидущие и очень неприятные политические последствия. 29 июня Минфин на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам (как сообщили источники некоторых экономических изданий) предложил ведомствам урезать свои траты в 2024 году на 10%. Разумеется, сокращать предлагается только незащищённые бюджетные статьи, то есть что угодно, кроме не подлежащих сокращению бюджетных обязательств. Эксперты отмечают, что на практике это означает, что сокращения не могут касаться обороны, расходов непосредственно на СВО и социальных обязательств бюджета. Всё остальное сокращать можно – следовательно, в первую очередь сокращения должны касаться государственных инвестиций в экономику России.
По сообщению "Ведомостей", "Минфин обосновывал необходимость "фронтального сокращения" трат растущим разрывом между расходами и доходами". Почему этот разрыв возник, всем понятно: западные санкции вызывают сокращение торгового баланса России, проще говоря, экспортировать приходится существенно меньше, чем раньше, и существенно больше тратить на транспортировку. Зримые последствия этого – рост курса западных валют по отношению к рублю. В такой ситуации действительно логично задуматься об экономии.
Непонятно другое: как требование Минфина сокращать расходы соотносится с позицией председателя правительства и президента страны?
Президент утверждает: рост есть
На Петербургском экономическом форуме совсем недавно президент России называл очень оптимистичные цифры экономического роста.
Рост валового внутреннего продукта РФ по итогам года может достигнуть 2%,
– заявил Владимир Путин. Он также подчёркивал, что в апреле рост в годовом исчислении составлял уже 3%.
Примерно те же и даже ещё более приятные цифры назвал председатель правительства России Михаил Мишустин в ходе встречи с президентом в ночь с 4 на 5 июля. По словам премьера, за пять месяцев рост ВВП составил 0,6%, а май к маю – 5,4% (!). Последний показатель можно считать даже рекордным. Мишустин указал, что экономический рост по итогам 2023 года превысит 2% (то есть будет ещё лучше, чем предсказывал Путин на ПМЭФ), "если не будет каких-то форс-мажорных обстоятельств".
Мишустин, естественно, рассказал президенту и о том, какая отрасль является "драйвером роста": это обрабатывающая промышленность.
При этом инфляция в России на данный момент составляет более чем умеренные 3,4%, то есть по этому показателю Россия чувствует себя лучше, чем главные страны Запада.
Силуанов против Мишустина?
Несложно заметить, что все эти цифры, в общем, противоречат позиции министра финансов и требованию сокращения бюджетных расходов. Ну, в самом деле, если драйвером роста является промышленность, то это означает, что рост идёт в первую очередь за счет оборонки (тут понятно, производство вооружений и обмундирования для СВО), а во вторую очередь – за счёт импортозамещения. Импортозамещение, в общем, возможно только за счёт наращивания государственных инвестиций. То есть за счёт увеличения государственных расходов. Если бюджет сокращать на 10% за счёт незащищённых статей, то, собственно, никаких других последствий, кроме крушения государственных инвестиций в импортозамещение, не просматривается.
Иначе говоря, получается, что Антон Силуанов предлагает отказаться от перспектив экономического роста.
Надо сказать, что среди активно высказывающихся в СМИ экспертов у позиции Силуанова есть и противники, и сторонники. Руководитель отдела экономических исследований аналитического агентства "Национальный эксперт" Алексей Климовский полагает:
Разница между доходами и расходами бюджета объективно нарастает. Впереди — тотальная экономия на всём, что не относится к СВО, социальным выплатам и спецслужбам.
В то же время зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов считает, что тема нехватки бюджетных средств сложнее, чем кажется на первый взгляд, в том смысле, что найти дополнительные средства вполне возможно:
Государство продолжит выполнение социальных обязательств не только в полном объёме запланированной трёхлетки, но и с нарастающим итогом, связанным с новыми социальными инициативами, поручениями президента. Есть и резервы по бюджетным доходам – в частности, это те деньги, которые появляются в процессе "обеления" отраслей (показательным примером являются отрасли с внедрённой системой маркировки), принятия законов, сокращающих нелегальный оборот товаров. Дополнительные источники средств возможны и в рамках частичной корректировки налоговой политики...
Сокращение инфляции как ловушка
Эксперты указывают также, что предложение Силуанова имеет право на жизнь только в одном случае: если приоритетом экономической политики правительства остаётся снижение инфляции любой ценой. Действительно, если налоговых доходов категорически недостает, инвестиции в экономику России может обеспечить только "печатный станок". Конечно, это будет означать увеличение инфляции. Однако, как мы знаем со слов председателя правительства, инфляция в России составляет сейчас 3,4%. А например, в Германии, которая несёт главную часть европейских расходов по финансированию Украины для войны с Россией, инфляция в июне составила 6,4%. Понятно, что Германия отнюдь не лучший пример для подражания – там, в конце концов, рецессия, а не экономический рост, как у нас. Но всё-таки в сложившейся ситуации делать фетиш из низких цифр инфляции – вряд ли самая лучшая идея.
О чём эксперты пока не говорят, так это о том, что последовательное воплощение в жизнь идей Антона Силуанова грозит не только перспективам экономического роста страны, но и политической стабильности. Расхождение его идей с тем, что говорят президент и премьер-министр, настолько велико, что кажется правильным поставить вопрос о кадровых изменениях и переходе нынешнего Минфина в оппозицию... Пока его политика не привела к недовольству очень существенной части населения, включая работников промышленных предприятий.
Что с того?
Источники Царьграда высказывают предположения, что все эти вопросы могут прозвучать в адрес правительства в конце июля в ходе последнего в этом году пленарного заседания Государственной Думы. Помимо всего прочего, таким образом депутаты смогут создать новые темы для предвыборных кампаний, которые, пока суд да дело, идут в 48 (!) регионах России.
Однако гораздо более значимо, что прямо сейчас решается важнейший вопрос: государственные финансы существуют в России для развития страны – или вся страна должна работать так, чтобы приятно выглядела отчётная документация министерства финансов.
Источник Версия для печати