Однако остаётся вопрос: планируются ли какие-либо изменения в политике IT-гиганта? Или же “Яндекс” по-прежнему будет главным работодателем для мигрантов, приезжающих в Россию миллионами?
5 февраля стало известно о достижении договорённостей по сделке с "Яндексом". Компания будет продана пулу инвесторов и теперь по-настоящему станет российской. Да, если кто не знал: "Яндекс" и де-факто, и де-юре является иностранной компанией, зарегистрированной в Нидерландах (Yandex N.V.), а до настоящего момента контроль над ней сохранял израильский бизнесмен из Казахстана Аркадий Волож.
Впрочем, нельзя сказать, что изменение структуры собственности вызывает оптимизм. Единственный известный положительный момент – переезд из Нидерландов в специальный административный район (САР) в Калининграде. Теперь это будет не Yandex N.V., а Международная компания – акционерное общество (МКАО) "Яндекс".
Если смотреть на имена новых акционеров, то какие-либо однозначные выводы сделать сложно. Так, доли контролировать МКАО "Яндекс" предполагается через ЗПИФ "Консорциум. Первый". В нём доли распределены следующим образом:
- 35% – фонд менеджеров "Яндекса" (сообщается, что он состоит из 50 сотрудников компании);
- 25% – "Инфинити Менеджмент" (структура принадлежит Александру Чачава);
- 15% – "Аргонавт" (структура принадлежит нефтяной компании "Лукойл");
- 15% – "Айти. Развитие" (структура принадлежит Павлу Прассу);
- 10% – "Меридиан-Сервис" (структура принадлежит Александру Рязанову).
У многих читателей наверняка возник вопрос: кто все эти люди? Хорошо, что ещё есть понимание по "Лукойлу" и фонду менеджеров. В последнем случае практика распределения акций IT-компаний среди лучших сотрудников для стимулирования их работы вполне нормальна. Но как так получилось, что в капитале IT-гиганта не только России, но и всего мира будут присутствовать (с достаточно крупными долями) какие-то "ноунеймы"?
Впрочем, есть сильное подозрение, что вышеназванные персонажи представляют интересы других, более мощных и влиятельных персон, которые находятся под санкциями. Что же, это их право, практика распространённая.
Однако в связи с этим возникает вопрос: изменится ли политика "Яндекса" при новом составе акционеров?
Главный работодатель для мигрантов
В России принято нахваливать "Яндекс", который сформировал образ высокотехнологичной компании, внедряющей уникальные и инновационные продукты. Причём зачастую собственной разработки. Всё это, конечно, хорошо. Однако мало кто осознает тот принцип, что развитие экономики или технологий не должно и не может быть самоцелью. Подобное необходимо для получения ресурсов, которые используются для решения других, более важных задач.
Среди них можно выделить обеспечение демографического воспроизводства населения, роста реального уровня благосостояния граждан, здравоохранения и образования, а также обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны.
Если говорить о демографии, то данный вопрос, безусловно, является главной проблемой нашей страны. И речь идёт не только о катастрофически низком уровне рождаемости, но и об этнокультурном и даже цивилизационном замещении русского и других коренных народов России. Миллионы мигрантов приезжают в нашу страну не столько за работой, сколько в целях смены своего места жительства. Привозят сюда семьи, прочую родню и прокладывают дорогу для других соотечественников.
Если мы не говорим о террористических, экстремистских и криминальных элементах, то куда больше вопросов возникает не к самим мигрантам, а к тем, кто их сюда запускает и обеспечивает работой, вместо того чтобы создавать рабочие места для коренного населения и ускоренным образом заниматься повышением производительности труда через автоматизацию и роботизацию производств. Одним из главных работодателей для мигрантов как раз является "Яндекс".
Отмечу, что такие крупные компании, как упомянутый IT-гигант, безусловно, имеют ответственность не только за те проекты, которыми они непосредственно занимаются, но и за то, как их работа сказывается на жизни всей страны и всего населения. Что же мы видим в случае с "Яндексом"?
С позволения сказать, "должности" курьеров и таксистов по многом занимают мигранты. В городах-миллионниках их большинство. Если брать такси, то всего в данной сфере работает порядка 1 млн человек, из которых 40%, то есть 400 тысяч (!) составляют мигранты. Но в эту статистику не входят так называемые "новые россияне", которые сумели получить паспорт с золотистым двуглавым орлом и мигрантами формально уже не считаются.
По доле мигрантов среди курьеров данных нет, но общее число человек, занятых в этой сфере, также составляет порядка 1 млн. Учитывая то, что мигранту легче стать курьером, чем таксистом, где есть хотя бы минимальные требования, можно с высокой долей вероятности предположить, что их доля составляет не менее половины (а скорее всего – больше).
Таким образом, в сфере такси и курьерской доставки работает около 1 млн мигрантов! В тех отраслях, которые не являются критически важными для нашей экономики и от замедления развития которых никакого коллапса не случится. Зато он, увы, случится, если мигранты продолжат формировать свои этнические "гетто" в ряде районов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников.
Чиновники сколько угодно могут отчитываться красивыми цифрами о росте "инновационных" отраслей, однако это в чистом виде вопрос приоритетов. Что важнее: бумажная статистика или прекращение замещения коренного населения страны?
Однако если рассуждать даже с сугубо экономической точки зрения, то мы имеем замечательный пример Калининградской области и ряда других регионов России. Так в упомянутом субъекте губернатор Антон Алиханов несколько лет назад запретил мигрантам работать практически во всех основных отраслях экономики, в том числе в такси. Надо ли дополнительно пояснять, что никакого коллапса не случилось? Зато 500 калининградцев нашли хорошо оплачиваемую (по нынешним временам) работу.
Что с того?
Вместо того чтобы запускать в Россию миллионы мигрантов, чиновники совместно с работодателями гастарбайтеров должны сесть и подумать, как сократить количество низкоквалифицированных рабочих мест, повысить производительность труда, провести автоматизацию и роботизацию предприятий.
С теми же вышеназванными сферами (такси и курьерская доставка) соответствующие решения имеются. Это внедрение беспилотных автомобилей и роботов-курьеров. Подобное не звучит фантастически и не должно никого смущать. Это технологии уже даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня, которые во многих странах находятся на зрелой стадии эксплуатации и показывают отличный результат. Для городов-миллионников, учитывая развитость инфраструктуры, беспилотники и роботы – лучшее решение.
Но чиновники не спешат создавать соответствующую правовую базу, а компании (включая "Яндекс") – ускорять тестирование, которое по беспилотному такси началось ещё семь лет назад. Конечно, ведь проще, как и раньше, завезти гастарбайтеров. А ещё лучше – чтобы они возили сами себя и доставляли еду сами себе. Ведь есть с кого брать пример – строительная отрасль. Мигранты приезжают в Россию, строят безумные "человейники", после чего сами же туда и заселяются. Зато как растёт ВВП!