В ноябре этого года исполнилось 20 лет событию, которое нынче мало кто считает важным, но которое, Бог даст, станет отправной точкой подлинного возрождения России – России Исторической, России Православной, России Имперской.
Речь идёт о первом посещении страны Главой Императорского Дома, Государем в изгнании – Великим Князем Владимиром Кирилловичем. И хотя в России и до этого были небольшие разрозненные группы сторонников возрождения законной Царской власти, истинное начало монархическому движению было положено именно этим визитом.
Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Точность этого наблюдения полностью подтвердил визит Государя в свою страну. Будучи очевидцем тех событий, могу свидетельствовать, что приезд Великого Князя взорвал обывательские представления о монархии, вызвал всплеск массового интереса к русской истории, традиции, культуре.
Показательно, что и все последующие визиты Государей в разные уголки страны давали тот же эффект для разных людей, слоёв населения, регионов. Этот незамысловатый факт лишний раз подтверждает, что подлинный смысл и средоточие монархической идеи – не в теоретических умствованиях, многомудрых рассуждениях и громких заявлениях. Центр идеи – в личности монарха. Он – притягивающая и объединяющая сила, без которой все усилия станут бесплодными и никчемными.
В ходе визита Великий Князь Владимир Кириллович своей манерой общения, деликатностью, высочайшей культурой, чисто романовским обаянием стал «открытием» для большинства граждан страны, прежде не подозревавших о том, что Династия сохранилась и готова к выполнению своего долга. Простые, искренние, доступные слова Государя, Его точные оценки, взвешенный, аргументированный подход к любым вопросам у многих обывателей вызвал удивление, плавно переходящее в уважение и почитание.
Отметим, что решение посетить страну, только-только начинающую отказываться от советской отравы, было для Великого Князя трудным, почти мучительным. Многие известные и уважаемые деятели русской эмиграции убеждали Его не ехать, говоря, что большевизм в России пал не до конца, что у власти остались «перекрасившиеся» коммунисты. В этих рассуждениях много верного; добавим, что подлинной декоммунизации страны не произошло и по сей день. Но, исходя из такой логики, Династия до сих пор должна оставаться в эмиграции, не показываясь на Родине.
Государь же принял другое решение, он посчитал своим долгом громко заявить в России о существовании Династии и её готовности помогать стране всем, чем только возможно. И история подтвердила правоту Великого Князя. Он открывал для себя современную Россию и открывал себя современной России, её гражданам, запутавшимся, потерявшим всякую ориентацию в жизненных ценностях. И этот процесс открытия Династии для страны продолжается и сейчас.
Визит 1991 г., к сожалению, стал для Государя Владимира Кирилловича единственным. Он скончался 21 апреля 1992 г. в Майами (США); скончался так же, как провёл всю свою жизнь – на посту, служа России. Он выступал перед группой американских бизнесменов, призывая их оказать помощь России, а также инвестировать средства в развитие экономики страны, находившейся тогда в глубочайшем кризисе.
Но даже кончина и похороны Государя в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге стали актом служения. Даже это стало свидетельством Главы Династии о её готовности вернуться в Россию и исполнить свой долг перед страной. Не случайно на отпевание в Исаакиевский собор Великого Князя пришли проводить более 40 тыс. человек. Конечно, далеко не все они были или стали монархистами, но каждый из них почувствовал свою глубинную, внутреннюю связь с Русским Государем, много лет служившим Родине в изгнании, а через Него – со всей тысячелетней историей России.
Таким образом, Великий Князь Владимир Кириллович всей своей жизнью оправдал слова, сказанные Им при восприятии прав и обязанностей Главы Династии: «У Меня одна цель, одно стремление – отдать Себя на служение России, ради счастья и благоденствия Русского народа, который только под сенью Императорского Престола обретёт право и свободу» (Манифест от 18/31 октября 1938 г.). Вся Его жизнь стала подвигом служения стране, несмотря на то, что побывать в ней он смог лишь перед смертью.
Более 50 лет Государь пристально следил за всеми событиями на оккупированной большевиками территории России, анализировал происходящее и давал чёткую и взвешенную оценку, которая во многом сохраняет актуальность и по сей день. Возглавляя Династию, Он провёл её сквозь годы засилия красной тирании, «не уклоняясь ни на десно, ни на шуе» (Прит. 4, 27), избежав Сциллы совпатриотизма и Харибды «белогвардейского» безоговорочного признания современного русского народа советским. В самые тяжёлые годы торжества коммунизма Великий Князь не терял упования на Божию милость и веры в грядущее возрождение страны.
При этом Он ясно и трезво понимал, что освобождение и развитие страны невозможны без полной ликвидации большевицкой власти и её идейно-мировоззренческого наследия, без возвращения к Православной вере и историческим идеалам русского народа. Никогда не обманывала Государя способность красной власти к мимикрии и умение выдвигать «в нужный момент нужные лозунги», что создавало путаницу в умах и дезориентировало многих как в подсоветской России, так и в русском зарубежье.
«Нынешняя власть… залила потоками крови Родину нашу, довела её до небывалого обнищания и продолжает предавать интересы страны на пользу III интернационала. Бессмысленно верить в её перерождение во власть национальную и нельзя её признать хранительницей государственных рубежей и защитницей интересов России… Те, кто верят в достижения нынешней власти и готовы усматривать в ней как бы преемницу Созидателей Русского величия – в своём заблуждении не встретят сочувствия Моего. Интернациональная коммунистическая власть останется до конца своего врагом России и её народов. Не может быть примирения и соглашения с богоборческой лженародной властью. Кто отождествляет с нею русский народ, приносит ему и России только вред», - заявил Государь в Обращении от 24 марта/6 апреля 1939 г.
В наше время очередного возрождения «перерождённой» советчины, тиражирования басен о «славном развитии СССР», воздыханий о сталинском «возрождении империи» эти слова звучат как нельзя более актуально.
«Коммунизм не изменяет своего существа... Не новым ли доказательством этому являются гонения, которым подвергается население вновь занятых советами областей?.. Я почитаю Своей священной обязанностью обратиться ныне ко всем русским людям с словом предупреждения против опасного соблазна мнимыми великодержавными успехами советской власти, ибо они влекут за собой не возвеличение и освобождение России, а укрепление в ней власти богоборческого интернационала. Одновременно я почитаю своим долгом ещё раз заявить, что советская власть, столько лет угнетающая русский народ, разрушающая и оскверняющая его святые храмы и алтари, истребившая голодом и казнями более 20 миллионов русских людей, томящая миллионы других доныне в тюрьмах и лагерях, не может иметь никакой органической связи с русским народом, её ненавидящим», - говорил Великий Князь в Обращении от 21 октября/3 ноября 1939 г.
В этом же Обращении Великий Князь указывал и путь к спасению страны, которому Сам следовал всю жизнь: «Для всех нас есть один путь к скорейшему восстановлению России – это путь жертвенной любви к ней, путь непоколебимой нравственной стойкости и непримиримой борьбы против III интернационала под знаменем Животворящего Креста... Все русские люди, любящие Отечество и чтущие его исконное великое прошлое, должны теснейшим образом сплотиться вокруг нашего векового национального стяга, увенчанного святым Крестом, обрести единую русскую мысль, единое сердце и единую волю, чтобы быть готовым к грядущим событиям и посильно подготовлять их».
Не питая иллюзий относительно нацистского режима в Германии и неоднократно откровенно высказываясь по этому поводу, Государь, тем не менее, прекрасно понимал, что освобождение от большевицкого ига, физически и духовно уничтожающего страну, в любом случае остается задачей №1. «В этот грозный час, когда Германией и почти всеми народами Европы объявлен крестовый поход против коммунизма-большевизма, который поработил и угнетает народ России в течение 24 лет, Я обращаюсь ко всем верным и преданным сынам нашей Родины с призывом: способствовать по мере сил и возможностей свержению большевистской власти и освобождению нашего Отечества от страшного ига коммунизма», - гласит Обращение Государя от 26 июня 1941 г.
Этот документ приведён в данной статье полностью, поскольку вызывает разного рода спекуляции. Досужие сплетники пытаются обвинять Великого Князя Владимира Кирилловича в поддержке нацистов. Между тем, в Обращении совершенно ясно и определённо говорится исключительно об освобождении страны от большевизма.
Лучшие умы русской эмиграции призывали тогда немецкие власти сформировать российское правительство в изгнании, создать русскую антикоммунистическую армию, и идти против советов в качестве союзника этой армии, а не как завоеватели. К сожалению, убогая нацистская идеология и страх Гитлера перед возрождением настоящей России не позволили осуществить этот в высшей степени реалистичный проект (недаром в начале войны немцев встречали хлебом-солью, как освободителей).
Как бы то ни было, Великий Князь считал своим долгом поддержать любую возможность освобождения России от большевицкого ига. Близорукая политика нацистов и отождествление ими русского и советского народа, привела их в итоге к военному и политическому краху.
Не случайно в Обращении к свободному (т.е. не порабощённому коммунистами) миру в феврале 1952 г. Государь говорил: «Одной из наиболее крупных ошибок является неправильная концепция русского вопроса, заключающаяся в отожествлении Советского Союза и политических целей коммунизма с Россией и её государственными целями. Не Я один с тревогой наблюдаю за растущим антирусским, более чем антикоммунистическим, настроением на Западе особенно же в США... Неприязнь ко всему русскому поддерживается многими государственными деятелями и журналистами, упорно продолжающими называть СССР Россией, когда сами большевики, более 30 лет тому назад, уничтожили историческое наименование Российской Империи. Некоторые даже считают, что русский народ несёт ответственность за всё то, что совершено и совершается Сталиным и его сообщниками. Подобное обвинение доказывает полное политическое невежество или предумышленное искажение фактов и является опасной исторической ошибкой... Западный мир до сих пор не хочет признать, что русский народ первый стал жертвой мирового коммунизма. Если же некоторые политические деятели и поняли, что в борьбе с коммунизмом необходимо опереться на русские силы, и готовы помочь русскому национальному делу, - то эту поддержку они оказывают тем эмигрантским деятелям, которые, в своё время, доказали свою политическую несостоятельность и расчистили путь большевикам для захвата власти в России. Пора, наконец, всем понять, что истинная Россия не имеет ничего общего с бастионом мирового коммунизма, созданного на её территории, ввезённого из Западной Европы и, по своей сущности, чуждого русскому народу. Территория России является для красного интернационала не только мощной оперативной базой, но и полем для преступных социальных и экономических опытов, с той системой, которую он хочет распространить на весь мир».
Далее в этом документе Великий Князь подчёркивает: «Некоторые руководители западной политики считают возможным добиться уничтожения коммунизма лишь путём истребления части русского народа, а также путём завоевания и разрушения русской территории. В атомном оружии они видят ключ к победе. Эта чрезмерная вера в достижения военной техники может привести к катастрофе, подобной той, какую пришлось пережить Германии, чьи руководители, в последнюю войну, возложили свои надежды только на мощь бронированных дивизий и на действие нового секретного оружия. По меньшей мере, наивно предполагать, что разрушение важнейших центров и целых областей Советского Союза атомонесущей авиацией, о чём немало говорится на Западе, - приведёт к уничтожению руководства мирового коммунизма и всего его террористического аппарата. Конечно, военный потенциал СССР пострадает от подобного удара, но одновременно будут уничтожены исторические и культурные ценности страны, а главной жертвой применения этого бесчеловечного оружия будет русский народ. Среди миллионов убиваемых неповинных людей будут бесчисленные убеждённые противники Сталина и советов, готовые поднять оружие против большевицкого режима, при правильном к ним подходе и оказании им поддержки западными державами. Кроме того, что подобное применение атомного оружия противно всем христианским принципам, оно вызовет в русском народе реакцию, чрезвычайно опасную для антикоммунистических сил и весьма выгодную советской диктатуре. Тогда снова, как в германо-советскую войну, коммунистические вожди смогут использовать русский патриотизм для собственной защиты. Русский народ снова будет убеждён, что иностранная интервенция несёт ему лишь разрушение и несчастия, и он снова поднимется на защиту своей родины, своих семей, городов и селений. Не должно упускать из виду эту опасность, как столь легкомысленно сделали вожди III Рейха, превратив верных союзников и друзей в ожесточённых врагов, готовых защищаться до конца. Надо помнить, что если мировой коммунизм в своей агрессивности интернационален, то в обороне он умеет временно стать национальным».
Из этого документа становится ясно, насколько чётко и точно проанализировал Великий Князь Владимир Кириллович итоги Второй мировой войны. А слова этого Его Обращения становятся хорошей отповедью нынешним близоруким псевдопатриотическим политиканам, всеми силами ведущим линию именно на полное отождествление русского и советского. Худшего вреда подлинному возрождению России – Православной и Имперской – и представить невозможно. И Государь это отчётливо понимал.
Так же ясно Ему было и то, что никакой «эволюции» большевицкого строя быть не может – только мимикрия – для большей эффективности закабаления русского народа. И об этом Великий Князь считал Своим долгом предупредить наивных эмигрантских «патриотов»-возвращенцев, десятки тысяч которых после Второй мировой поверили басням большевицких агитаторов, и поехали в СССР, чтобы сгинуть там в лагерях ГУЛАГ.
«Тщетны оказались надежды ждавших «эволюции» советского строя после войны и облегчения участи народов российских. Коммунистическая олигархия всё так же давит трудовые массы крестьянства и промышленных рабочих, продолжая их эксплуатировать. Истекшие пять лет были свидетелями небывалого нового похода советских обскурантов на русскую и мировую культуры и самые высокие их ценности. Русский мыслитель, русский учёный, русский художник и даже русский музыкант доведены до состояния духовного рабства, ибо им запрещено иное мерило творчества нежели указы коммунистической партии. То же творится, разнясь лишь в степени и способах, в странах, порабощённых большевиками при помощи насилия, террора и измены местных коммунистов. Даже в славянских странах, освобождённых нашими предками, где имя России всегда произносилось с благоговением и благодарностью, его ныне клянут благодаря большевикам», - говорит Государь в Обращении от 15/28 июля 1950 г.
Такому же тщательному и точному анализу подвергает Он и последующие события российской и мировой истории, включая перестроечное реформирование СССР с его отличительными чертами – идеологической непоследовательностью, разрухой в экономике, разгулом сепаратизма.
«Я говорил… о тревожных явлениях, появившихся на горизонте нашей страны одновременно с началом её освобождения. Переживаемый ныне острейший экономический кризис – результат пагубной политики, проводившейся коммунистическим правительством за последние 70 лет… Другое тревожное явление – усиление центробежных сил, грозящее привести к расчленению страны на отдельные, часто враждующие между собой государства, и к гражданским войнам и междуусобицам… В своём зачатии Советский Союз не был связан принципиально ни с какой национальностью и её территорией, а был зародышем мирового государства, к которому постепенно должны были присоединиться все государства мира с победным шествием коммунистического движения… Цели эти не имели ничего общего с подлинными интересами русского и других народов нашей страны, и коммунистическая власть всё время должна была воздвигать преграды стремлениям этих народов вернуть своё развитие в своё исконное русло. Это придавало центробежным силам особый характер. Они были направлены главным образом стремлением избавиться от насильственного подчинения чуждым целям и чуждой идеологии. Но эта идеология исходила из Москвы… и это неизбежно порождало русофобию. Этим охотно пользовались некоторые иностранные круги, ставившие знак равенства между коммунизмом и «русским империализмом» и оказывавшие крупную поддержку «самостийным» организациям, действовавшим за рубежом», - отмечает Государь в Обращении от 20 декабря 1990 г.
«Как Глава Российского Императорского Дома и блюститель нашей многовековой исторической традиции, я всегда буду всячески способствовать всем созидательным стремлениям наших соотечественников и решительно отвергать все разрушительные выступления, даже если они исходят от людей, заявляющих о своей верности нашему великому прошлому», - подчёркивает Он там же.
«Дорога, которую предстоит пройти, будет тяжёлой и очень длинной: было бы большим заблуждением желать немедленных изменений или искать панацею для решения всех проблем, но у россиян, живущих в России, и у нас, Россию в рассеянии несущих, хватит и терпения, и стойкости духа. Всем нам надо рассчитывать, главным образом, на себя, на свой хорошо выполненный труд и на промысел Божий», - подчеркнул Государь во время визита 1991 г. в Санкт-Петербург.
Не утратили актуальности и Его слова, сказанные в Обращении ещё от 6 мая 1956 г.: «Тщетно ждать спасения Родины от иностранцев. Другие народы могут являться нашими временными союзниками в борьбе, но каждый из них неизбежно будет преследовать свои национальные цели. У русского народа, искони веков, был и есть свой особый путь, неразрывно связанный с его сокровеннейшей верой в конечное торжество Христовой Правды и Справедливости. Его мы должны неустанно искать и по нему следовать, как бы ни складывалась внешняя обстановка, ибо он один приведёт нас к желанной цели христианского возрождения России».
И ещё один завет дал Государь в Обращении от 28 декабря 1948 г.: особенно своевременно звучит он сегодня, когда даже национально-мыслящие русские люди разбрелись по кружкам и партиям. «Я считаю своевременным, русские люди, сказать вам ясно и твёрдо, что настало время, когда каждый из вас, каких бы веры, рода и убеждений он ни был, обязан вступить на путь деятельного служения Родине и прекратить ссоры и вредное соревнование. Соревнование необходимо, но лишь на пути бескорыстного служения России».
Честный и добросовестный труд на благо России, следование путём Христа и Правды Его, твёрдое упование на Господа, надежда на то, что Ему возможно «невозможное человеком» - вот путь, который указал наш Государь.
Первоначально опубликовано в газете «Монархистъ»
Версия для печати