Бесплатно

С нами Бог!

16+

16:30

Суббота, 21 сен. 2019

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Рецензия на книгу "Почему РФ - ещё не Россия"

Автор: Любич Антон | 13.02.2011 16:04

В мои руки попала книга современного русского историка Сергея Владимировича Волкова «Почему РФ – ещё не Россия: Невостребованное наследие империи». Творчество Сергея Владимировича стоит особняком в современной историографии. Причина тому – нежелание историка подстраиваться под «заказ».

В особую неделю попала мне в руки эта книга. Седмица начиналась памятью священномученика Владимира – удивительного человека, который в своей жизни возглавлял три столичных кафедры Российской Православной Церкви: Московскую, затем столичную – Санкт-Петербургскую, а умер от рук большевиков-богоборцев в 1918 г., будучи митрополитом Киевским. «Священник-немонархист не достоин стоять у Престола Господня», – этими словами митрополит Владимир ясно выразил своё отношение к монархии и к тому, что происходило в России в 1905 – 1917 гг. Этот человек принял мученическую смерть, но не признал большевиков-богоборцев «спасителями России».

Затем Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В житиях этих святых учителей Церкви мы также находим свидетельства непримиримости по отношению ко злу. Как пастыри, богословы и люди праведной жизни эти три святых вселенских учителя оставили всем православным пример крепости в вере, готовности пострадать за правду, но не смириться с неправдой.

Наконец, в воскресенье начинается у христиан новая неделя (а у христиан первый день недели именно воскресенье, а не понедельник, как у людей советских), начинается с праздника – Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских. Это память 1774 известных нам поимённо и тысяч, имена которых на Небесах знает только Господь, мучеников за веру Христову. Они пострадали от рук коммунистов. Пострадали, потому что не признали открытого богоборчества, отрицания всех форм традиционной жизни, начиная с веры, формой «православного патриотизма», потому что не посчитали, что генсеки компартии – это новая форма Помазанников Божиих.

На этом фоне в мои руки попала книга современного русского историка Сергея Владимировича Волкова «Почему РФ – ещё не Россия: Невостребованное наследие империи». Творчество Сергея Владимировича стоит особняком в современной историографии. Причина тому – нежелание историка подстраиваться под «заказ». Он не разменивает Истину на популярность. И в этом ценность его взгляда на отечественную историю.

В этой книге Сергей Волков анализирует предельно политизированные вопросы русской новейшей истории и действительности: почему в современной Российской Федерации не востребовано наследие Императорской России? Является ли Российская Федерация преемницей (юридически и политически) Российской Империи или СССР, или их обеих? Что представляет собой современный «национал-большевизм» и «советский патриотизм»? Существует ли раскол в монархическом движении: монархисты ли в действительности «соборники»?

Не всем по нутру придётся эта книга. Слишком ответственен подход автора: сложно спорить с человеком, который поимённо собрал данные почти обо всех царских офицерах и чиновниках, которые согласились сотрудничать с большевиками. Это 60 тысяч человек! Ему не докажешь, что большинство служителей Царского госаппарата пошло против «боровшихся за капитализм белых-февралистов», чтобы умереть «за исконный русский общинный социализм, отстаиваемый красными-октябристами». Он твёрдо знает – таких было только 10%. Трудно спорить с историком, который виртуозно владеет фактологией русской истории XX в. не на уровне советского учебника, а на уровне филигранного профессионала. Особенно тяжело это делать советскому интеллигенту, привыкшему по конъюнктуре менять политические взгляды: от марксизма до «монархизма» включительно.

Порою приводимая автором статистика кажется избыточной. Но потом понимаешь – иначе нельзя. Иначе будут требовать доказательств и дальше распускать инсинуации (хотя и так будут, книга с тиражом 4 тысячи экземпляров не способна уничтожить 90 лет целенаправленной пропаганды). А так хотя бы перед читающим порядочным человеком это будет делать инсинуаторам-сталинистам сложнее.

Автор не скрывает своей симпатии к реальной, а не вымышленной дореволюционной России, такой, какой она была в действительности, а не такой, какой её рисуют как ненавистники из либерального лагеря, так и псевдо-почитатели из лагеря советпатриотического, в творениях которых она предстаёт как аналог СССР с Царём на месте генсека. Не скрывает автор и своей брезгливости по отношению к тем, для кого монархия – форма диктатуры во главе с внучкой Жукова, дочкой Сталина или лично Зюгановым.

Но это выводы. А кроме них ещё около 350 страниц аккуратного изложения фактов, обосновывающим, почему у современного народа, особенно – у интеллигенции, сложилось именно такое психологического отношения к Российской Империи, какое сложилось. Почему к наследию Российской Империи именно так, а не как-то иначе, относятся люди, стоящие ныне у кормила власти. Почему именно так, а не как-то иначе к этому наследию относятся представители основных оппозиционных течений современной России – либерального и советпатриотического.

Волков разрушает милый сердцу советпатриотов лозунг об исконном антизападничестве России. Доказывает, почему антизападничество родилось именно в советский период и почему ему не могло быть места в России дореволюционной.

Автор покушается и на другую «священную корову» – на якобы исконно-русский характер коммунизма, как, якобы, воплощения «соборной общины». Как формировалась интеллектуальная элита в дореволюционной России и как возникла вместо неё чуждая ей советская интеллигенция? И на этот вопрос историк даёт обоснованный ответ.

Наконец, произошла ли смена элиты в 1991 г.? А в 1993 г.? А в 2000 г.? Почему власть так и не смогла (и не захотела) воспринять традиции дореволюционной России? Ответ очевиден, становится очевиден, если внимательно и кропотливо изучить факты. Если не подменять действительное желаемым, если последовательно называть вещи своими именами.

Почему Российскую Империю либералы ненавидят больше, чем СССР? Почему они готовы пожертвовать экономической свободой во имя союза с коммунистами, но не допустить к власти настоящих правых? Происхождение и природа слоя советской интеллигенции даёт исчерпывающий ответ на эти вопросы, нужно лишь присмотреться внимательнее.

В чём отличие реальной картины живой жизни в Российской Империи от той вымышленной карикатуры, которую рисуют советпатриоты, чтобы приблизить образ Империи к образу сталинского СССР? И зачем это советпатриотам? Опять же, можно ломать много копий в идейных спорах, а можно беспристрастно обнажить факты.

В заключении автор приходит к неутешительному выводу: «Приходится констатировать, что существующая ныне Российская Федерация – ещё не Россия, а лишь государственное образование, существующее на части территории последней и не имеющее к ней никакого отношения ни политически, ни юридически, ни культурно. Это всё ещё обломок созданного коммунистической партией на развалинах уничтоженной ею России Советского Союза – нереализованной заготовки «земшарной республики советов». Развал СССР не привёл к возрождению российской государственности. Тандем советоидной власти и советской же по духу интеллигенции другого результат и не предполагал. Правда о реально-исторической России оказалась никому не нужной, и её наследие не было востребовано. Востребованы были только отдельные внешние атрибуты».

Безусловно, что это книга-обличение. Она обличает мимикрию, приспособленчество разного рода. Классический пример такого приспособленчества – «красный монархизм». Когда Сталина, в правление которого только в Москве взорвали Храм Христа Спасителя и собор Спаса Преображения на Бору, разрушили Вознесенский и Страстной монастыри, в правление которого было закрыто около 76 тысяч православных церквей, а открыто (и то – временно) только около 5 тысяч, называют чуть ли не «тайным святым». Если с позицией официальной власти, как и с позицией либеральной оппозиции всё в целом ясно, то вот советпатриоты пытаются на этом фоне представить себя не просто православными, а ещё и святее святых. Для развенчания подобного образа и для постепенного возрождения в массовом сознании подлинного патриотизма, основанного на имперской традиции дореволюционной России, необходимы книги, подобные исследованию Сергея Волкова «Почему РФ – ещё не Россия».

Прекрасный язык, эрудированность автора, ясность и логичность изложения – всё это делает книгу Сергея Владимировича приятным и интересным попутчиком интеллигентного человека. Рекомендую её прочитать всем, кто любит Россию настоящую, а не вымышленную.

 

Версия для печати