3 сентября в эфир канала Россия-1 вышел очередной выпуск программы «Национальный интерес». Темой выпуска была «ГКЧП» — участникам программы было предложено дать оценку событиям 20-летней давности. Этими участниками были ректор Международного университета Сергей Красавченко (в 1991 депутат Верховного совета РСФСР, во время путча ГКЧП член резервного правительства в Свердловске), президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев.
Вопрос, поставленные в ходе программы, сводились к оценкам: «Был ли Горбачёв тряпкой?», «Правда ли, что Ельцин стремился к власти?», «Правда ли, что ГКЧПисты были неадекватны, потому что не арестовали Ельцина?» и наконец — что бы вы думали — «Кто виноват?». Последнее было каким-то образом привязано к «тысячелетней истории России».
Поскольку тысячелетняя история России для всех трёх участников — это наше субъективное мнение — остаётся историей чужой и чуждой им страны и по этой причине не может быть предметом серьёзного анализа, эту самую историю начали спешно свинчивать с 73-летней историей СССР (С. Красавченко). Уважаемый участник событий 1991 не имел в виду ничего плохого: он просто хотел внятно рассказать, что именно пытался, удачно или нет, сделать Горбачёв — демонтировать тоталитаризм. Причём здесь «тысячелетняя история» осталось неозвученным, потому что дискуссия скатилась к тому, к чему и должна была скатиться — к плачу по СССР.
Поводом к началу плача послужил четвёртый вопрос. Точнее не вопрос, а утверждение: «действия надо осуществлять с учётом мнения народа» (обращаем особое внимание на коммунистическую логику: осуществление действий самим народом не допускается даже в мысли). Так было учтено мнение народа или нет в августе 1991 г.? Или, что то же, были ли те вышедшие на улицы сотни тысяч людей со всех концов великой Империи «народом» и осуществляли ли они какие-то действия? С точки зрения здравого смысла сам вопрос выглядит, мягко скажем, не вполне адекватным, но «здравый смысл» и «мнение экспертов» — не одно и то же. В. Фадеев заявил, что «мнение народа было учтено» и «народ проявил полное равнодушие». Ну что же, эксперты — они такие эксперты…
Наступило время традиционных вопросов, и некоторая тенденциозность передачи, ощущавшаяся с самого начала, стала вполне очевидной: все трое приглашенных придерживаются достаточно левых взглядов; все поставленные вопросы были заданы ранее тремя коммунистами и одной социалисткой; из десяти сидевших в первом ряду студии шестеро были коммунистами и социалистами и ещё пятеро их товарищей сидело во втором ряду. В качестве «мнения народа» было задано семь вопросов — от семерых коммунистов. Поднятые руки одного имперца и одного «яблочника» почему-то остались незамеченными.
Из так называемых «вопросов» — почти все они, в традиционной коммунистической манере, заключали в себе ответы — выяснилось, что «народа» на улицах не было, что вышла на них «интеллигенция» (это она написала нитрокраской на стене у здания СЭВ огромный лозунг «Хунту на адрес!») и что Ельцин спровоцировал экономический кризис и «кризис продовольственных товаров» (sic). И что «это очень жаль».
В последней части программы слово «народ» звучало чаще других, но звучало в коммунистической интерпретации. Не секрет, что под «народом» коммунисты не имеют в виду всех людей, а лишь тех, кто уже усвоил их демагогию , ту самую, для которой и предоставил свой эфир «Национальный интерес» — во имя примирения, как водится. Примирение российского и советского, свободы и коммунистического рабства, нормальной человеческой жизни и существования в красной утопии — это примерно то же, что примирение лёгкого с раком лёгкого: победит кто-то один, либо лёгкое, либо опухоль. В последнем случае в могилу отправятся оба, в первом — только опухоль. Собственно, отправить в могилу опухоль коммунизма и хотели те участники событий 1991 года, москвичи, киевляне и кто-то ещё, с которыми автор этой статьи простоял ночь с 20 на 21 августа 1991 года.
P.S. После передачи профессор академии военных наук тов. Полетаев сетовал, что «народ в студии нас не поддержал» аплодисментами. Как и в 1991…
Версия для печати