Бесплатно

С нами Бог!

16+

05:53

Воскресенье, 09 мар. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Николай Никитин. Расширение территории как этнокультурный и геополитический фактор российской государственности

15.09.2020 08:00

Почему Россия такая огромная страна? Стало ли это результатом того, что внешняя политика России была агрессивной, или причиной были объективные геополитические условия? Была ли важна для русских царей концепция "Москва - Третий Рим"? Об этом в своей статье рассуждает историк Николай Никитин (статья впервые опубликована в сборнике "Российское государство от истоков до XIX века: территория и власть" (М.: РОССПЭН, 2012. С. 15-46). )

ОБ ИМПЕРСКОЙ СПЕЦИФИКЕ РОССИИ

Эмоциональность в подходах к этому вопросу не должна, однако, служить препятствием к выявлению в имперской истории России как сугубо специфического, в корне отличающего ее от других современных ей империй, так и общего с ними.

Сам факт значительного расширения территории государства никак не выделяет Россию из числа не только империй, но и вообще государственных образований эпохи феодализма – времени, когда Российская империя зарождалась и складывалась. Низкий уровень развития производительных сил и экстенсивный характер экономики в «традиционном обществе» не позволяет государству успешно развиваться, не расширяясь территориально, в том числе за счет соседей, и чем оно моложе, тем, как правило, большей военной активностью отличается. Такая закономерность прослеживается исследователями на примере и крупных, и мелких государственных образований99.

Никогда не прекращалась на нашей планете и борьба за природные ресурсы.

Естественно, что «чужие» территории в борьбе за «место под солнцем» захватывала и Россия, однако попытки представить ее самым крупным в мировой истории «захватчиком» не выдерживают критики, ибо опровергаются простейшими арифметическими подсчетами, которые свидетельствуют, что Россия отнюдь не была «рекордсменом» по аннексиям, и если сравнивать размеры территорий, присоединенных к основному «государственному ядру» ее и других европейских государств, то даже за период до 1914 г. она в этом отношении уступала таким странам, как Великобритания, Испания, Португалия, Бельгия, Германия100.

Да и великодержавные амбиции у русских никогда не были столь же велики, как, например, у англичан, которые в XVI в. заявляли, что Бог – англичанин, а в XIX в. считали, что «Англия должна быть первой среди наций и руководить человечеством...»101 Тезис о превосходстве англичан над другими народами (как и тезис о «бремени белого человека») проходил красной нитью в сочинениях даже либерально настроенных британских ученых второй половины XIX в.102

Причины трактовки внешней политики России как однозначно агрессивной и захватнической кроются, видимо, не только в политической предвзятости или недостаточности знаний конкретно-исторического материала об обстоятельствах русской территориальной экспансии, но и в том, что историю Российской империи многие исследователи рассматривают сквозь призму хорошо им известных реалий европейской политики и видят аналогии там, где их, несмотря на внешнее сходство, по сути нет. Так, понятие «безопасность границ» в XVI, XVII и даже в XVIII вв. могло оказаться несопоставимым на Западе и в России. Западноевропейские страны не страдали столь длительное время, как Россия, от вражеских набегов, разорявших не только окраины, но и центральные районы государств и в течение столетий наводнявших невольничьи рынки «ближнего зарубежья» сотнями тысяч угнанных в рабство представителей «имперообразующего этноса».

Беспристрастной или хотя бы более взвешенной оценке российской внешней политики, вероятно, мешает и то обстоятельство, что события многовековой давности оцениваются многими нашими коллегами с современных морально-этических позиций, чем серьезно нарушается один из основополагающих принципов объективного исследования – принцип историзма. Отсюда и подход с одними и теми же мерками к русским завоеваниям XVI-XVII вв. и более позднего времени, и явное злоупотребление терминологией из современного политического лексикона с негативным оценочным подтекстом. В связи с этим уместно вспомнить, что, например, относительно понимания термина «агрессия», широко употребляемого западными историками при характеристике действий средневековой России (его, впрочем, любят использовать и многие российские ученые – главным образом при оценках политики других государств), не могли прийти к единому мнению ни Лига Наций, ни ООН. Одно это требует большой осмотрительности при переносе подобных понятий в глубь веков. Когда речь идет о далеком прошлом, желательно все же избегать клише, вызывающих слишком современные ассоциации.

В выступлениях на «круглом столе», состоявшемся в 1989 г. в Звенигороде и посвященном проблеме формирования Российского многонационального государства, также звучали призывы учитывать в каждом конкретном случае реалии эпохи и, в частности, то, что при вхождении какого-либо народа в состав России «стороны действовали средствами, узаконенными в их среде, в их время и руководствуясь сложившимися в обществе моральными принципами...» (В.Л. Егоров), что «нельзя опрокидывать наши нынешние представления о независимости, суверенитете, равноправии народов на минувшие века и совсем иные исторические условия» (А.А. Преображенский)103.

С тех пор о необходимости учитывать в своих оценках и суждениях ментальность каждой эпохи, чтобы не подходить к событиям и людям прошлого с позиций нашего мышления, с нашими этическими критериями, не раз писали и историки, и литераторы, и журналисты.

В ряде работ подчеркивалось, что и в Средние века, и в Новое время территориальные захваты не считались чем-то в принципе предосудительным, что завоеваниями других стран и народов тогда гордились как «Божьим благоволением» победителям, что войны даже обыденным сознанием в то время не расценивались как несчастье, как катастрофа, а часто были просто «образом жизни» множества людей104.

История Средних веков и Нового времени не знает случаев, когда какое- либо государство отказывалось от экспансионистской политики по морально- этическим соображениям. Если государства в ту эпоху вели себя «смирно», то лишь потому, что у них не было сил захватывать «чужие» земли. Так что отсутствие имперского статуса даже с точки зрения современной морали и этики никак не должно быть предметом чьей-либо гордости и, соответственно, принадлежность к ряду имперских государств не должна служить поводом для осуждений.

Источник Версия для печати