Бесплатно

С нами Бог!

16+

22:29

Четверг, 25 апр. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Персоналии. Пятикратный Георгиевский кавалер Аввакум Волков

22.12.2020 11:53

В конце сентября - начале октября 1914 года российские газеты опубликовали рассказ об удивительном русском герое Аввакуме Николаевиче Волкове, удостоившимся за свои подвиги пяти (!) Георгиевских крестов - случай, едва ли не уникальный. 22 сентября (старый стиль) 1914 г. бравый солдат прибыл после лечения от раны в Курск, приковав к себе внимание публики, желавший знать подробности очередного подвига героя.

Отметим, что современникам Аввакум Волков был хорошо известен задолго до начала Первой мировой войны, которую он начал уже имея полный бант солдатских «Георгиев». Будущий герой родился 8 мая 1887 года и происходил из мещанской семьи города Кременчуга Полтавской губернии. Когда ему было 2 года, отец с семейством переселился в Сибирь, в Красноярск, где занялся торговлей. Детство закончилось для Аввакума довольно рано - оставшись в 10 лет сиротою, он был определен родственниками в музыкальную команду Приамурского драгунского полка.

SHJfj

Принять участие в боевых действиях юному горнисту пришлось уже в 1900-1901 г. во время Китайской кампании, за которую он, 13 летний мальчишка, удостоился Георгиевского креста 4 степени. Затем разразилась Русско-японская война, в которой его полк также принял активное участие. Несмотря на то, что Волков был полковым музыкантом, он упросил командира отпустить его в разведку. Переодевшись в китайское платье, Волков высматривал расположение японских артиллерийских орудий. Во время одной их таких ходок, молодой разведчик столкнулся с вражеским разъездом в 20 всадников. Полагая, что выдал себя, Волков первым атаковал противника, открыв по нему огонь из револьвера. Сразив трех всадников, русский разведчик вызвал минутное замешательство у японцев и, вскочив на лошадь убитого офицера, поспешил скрыться. За этот подвиг командующий Русской армией генерал А.Н. Куропаткин лично наградил Аввакума Волкова «Георгием» 3 степени.

Вскоре после этого А. Волков все-таки был схвачен японцами и приговорен ими к расстрелу за шпионаж. Однако солдату-герою удалось бежать из плена в ночь накануне казни и после девятидневных скитаний по тайге добраться до своих. В царской России бегство из плена приравнивалось к боевому подвигу, и Волкова представили к очередной награде - Георгиевскому кресту 2-й степени. Высшую степень этой солдатской награды - Георгиевский крест 1-й степени - Аввакум Волков получил за то, что накануне Мукденского сражения, сняв вражеского часового, взорвал пороховой погреб. Как сообщали газеты, в течение Русско-японской войны Волков участвовал и во многих других молодецких делах, получив за время боевых действий 12 ранений. 23 ноября 1905 года в числе других Георгиевских кавалеров он был лично представлен в Царском Селе Императору Николаю II.

По сообщениям газет, после войны Аввакум Волков, получивший чин унтер-офицера, пенсию и право на увольнение со службы, некоторое время «продолжал совершенствоваться в военных науках», а затем, в 1909 году, приехав в Москву, устроился работать курьером.

Когда разразилась Первая мировая война, несмотря на подорванное здоровье и освобождение от службы, Аввакум Волков добровольцем ушел на фронт, оказавшись в армии генерала Н.В. Рузского, сражавшейся на австрийском театре военных действий. И уже в августе 1914-го солдату-герою довелось совершить очередной подвиг, который чуть не стоил ему жизни. Ниже приведем рассказ самого А.Н. Волкова о подвиге, совершенном им в 1914 году, который он поведал журналистам.

«13 августа, в 9 ч. вечера, мне было приказано вместе с другими выехать на разведку. Нас было 7 чел. Я был назначен старшим. В течение 2 дней наши поиски были тщетны, и нам не удавалось напасть на неприятельские следы. 16 августа, в 1 или 2 часа дня, мы наткнулись на один из наших полков, сражавшийся с австрийцами. В виду значительного превышения сил австрийцев, полк потерпел большие потери, но бой все же продолжался. В это время на помощь нашим спешил один из казачьих полков, который на минуту смял противника. К полку казаков примкнул и я со своей командой разведчиков. Я приказал своей команде обнажить шашки, и мы стремительным карьером кинулись в ряды австрийцев. От сильного и решительного налета казаков австрийские ряды сразу же поредели. В это время навстречу мне попался австрийский офицер с командой нижних чинов человек в 8-9, среди которых был знаменщик со знаменем. Увидавши меня, австрийский офицер, подскакав на лошади, замахнулся обнаженной шашкой, предполагая, как видно, этим ударом снести мне голову, но я в этот момент своей шашкой устроил себе защиту так, что его удар угодил мне по шапке. Пользуясь замешательством офицера, я своим ударом снес ему голову. После этого я стал рубить направо и налево. Убивши еще 3 человек и последнего - знаменщика, который повалился на землю, я забрал его знамя и стал поспешать к своим. По мне австрийцы открыли стрельбу, от которой я и получил рану: австрийская пуля прострелила мне насквозь живот. Проехав после этого еще около 2 верст, я стал терять сознание и свалился с лошади. Что со мной было после этого, и кто меня забрал и доставил в лазарет - не помню. На 2-й день, будучи уже в полевом лазарете, я пришел в сознание и стал припоминать о происшедшем. Ко мне подошел генерал Рузский и сообщил, что я за свой подвиг представлен к следующим наградам: вторично к Георгиевскому кресту 1-й ст., к производству в первый офицерский чин (прапорщик запаса)  и кроме того, к выдаче 500 р. деньгами».

Из полкового лазарета Аввакума Волкова отправили на лечение в Киев, а оттуда, слегка поправившись, он приехал долечиваться к знакомым в Курск. Как сообщил репортерам прапорщик Волков, в октябре он надеялся снова встать в строй. В 1915 году некто А.В.Прохорович опубликовал пространное стихотворение «Песня героя Аввакума Николаевича Волкова», в котором от первого лица рассказывалось о всех подвигах Георгиевского кавалера, но о том, как сложилась дальнейшая судьба этого героя, увы, не известно - герои Русско-японской и Первой мировой войны оказались не нужны Советской России, и их славные имена надолго были преданы забвению.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Источник Версия для печати