Бесплатно

С нами Бог!

16+

19:15

Четверг, 26 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Наше знамя – русская народность. К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова

10.10.2023 13:56

26 сентября (ст.ст.) 1813 года родился Иван Сергеевич Аксаков, русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.

Иван Аксаков совестливый голос России

Виталий Топчий

Мой удел — стараться на благо отечества.

Иван Аксаков.

Иван Сергеевич Аксаков (8 октября 1823 года — 8 февраля 1886 года) принадлежал к тому типу удивительных русских людей, которые своими идеями оказали большое влияние на умонастроение русского общества в 19 веке. Современники воспринимали его как человека кристально чистой души. Среди хорошо знавших его людей даже бытовало выражение, что «честен, как Аксаков».

Родился Иван Аксаков в дворянской семье, знатной своим древним происхождением. Свою родословную дворяне Аксаковы вели от варяга Шимона (Симона), пришедшего на Русь при  Ярославе Мудром. Став православным, Шимон пожертвовал на постройку Успенского собора Киево-Печерского монастыря большую сумму денег, а когда умер, его одним из первых похоронили в Успенском соборе.

Иван Аксаков был третьим сыном Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) — известного русского писателя. С детства многим знакома его сказка «Аленький цветочек». Любителям рыбной ловли и охоты хорошо знакомы «Записки об ужении рыбы» и «Записки ружейного охотника в Оренбургской губернии». Автобиографические повести Сергея Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», написанные живым русским языком, и сегодня читаются увлечённо.

Большая семья Аксаковых переехала из Оренбургской губернии в Москву, когда дети были ещё маленькими. Вторая столица России оказала огромное влияние на их судьбу. В семье ценились доверительные отношения, дети свободно общались со взрослыми. А жизнь в гостеприимном аксаковском доме бурлила, на субботние «посиделки» к ним приходил цвет московского общества.

Частыми гостями бывали Николай Гоголь, Михаил Загоскин, Лев Толстой, Иван Тургенев, Фёдор Тютчев, адмирал и писатель Александр Шишков, актёр Михаил Щепкин, историки Николай Надеждин, Тимофей Грановский, издатель Михаил Погодин, поэт и славянофил Сергей Шевырёв. Именно эти люди определяли лицо культурной жизни Москвы в середине 19 столетия.

Нередко семья Аксаковых навещала своё подмосковное имение Абрамцево. Здесь Аксаков-старший написал большинство своих произведений. Имение стало прообразом дворянской усадьбы в романе Тургенева «Дворянское гнездо», а главная героиня романа Елизавета Калитина списана с Веры Аксаковой (1819-1864), старшей дочери хозяина усадьбы. Она помогала отцу в его литературных занятиях, сама стала писать.

В московском доме Аксаковых и в Абрамцево, в горячих спорах с «прозападниками» о роли русского народа и русского государства в мировой и европейской истории, вызревали идеи славянофильства. Они оказали огромное влияние на мировоззрение братьев Аксаковых. Уже позже Константин Аксаков (наряду с И.В. Киреевским и А.С. Хомяковым) стал идеологом нового философского направления в русском обществе. После смерти старшего брата, Иван Аксаков развил его философские идеи, стал признанным авторитетом среди славянофилов.

Матерью семейства Аксаковых была Ольга Семёновна Заплатина (1793-1878), полутурчанка по крови. О ней Иван Аксаков сказал, что «…она вся принадлежала русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа — все это было ей родное». Ничего удивительного в этом нет. Ведь русскость — это особое состояние души. Когда человек любит русскую культуру, традиции и обычаи русского народа. И в меру своих сил  старается, чтобы жизнь в родной стороне стала хоть чуточку краше.

Предки Ивана Аксакова были патриотами России. На гербе дворянского рода Аксаковых изображены два рыцаря с копьями в правой руке, левой рукой они опираются на щит. В центре серебристого щита красное сердце, пронзённое копьём. Дворяне Аксаковы всем сердцем служили своей отчизне и готовы были отдать за неё свою жизнь.

Иван Аксаков помнил честь своего рода, и всей своей судьбой доказал, что любит Россию и русский народ. «Наше знамя — русская народность как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития», — провозгласил он. Таких его слов власть имущие не понимали, потому в жизни Ивана Аксакова было немало горьких минут. Когда ему отказали в государственной службе, не раз запрещали издание газет и журналов, и даже отправили в ссылку. Неудобного человека лучше держать от себя подальше.

Иван Аксаков закончил петербургское училище правоведения и занимал высокие должности в Москве, Калуге, Астрахани, Санкт-Петербурге. Дослужился до надворного советника, чин соответствовал армейскому подполковнику. К чиновнику такого ранга официально обращались «Ваше высокоблагородие». Такой статус совсем не сделал из него человека, думающего только о собственной выгоде. Трудился «по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал справки в Своде законов». После такой напряжённой работы у него ещё хватало сил писать стихи и статьи, в которых основывал теорию славянофильства.

***

Отечественная война 1812 года заставила многих русских задуматься: правильным ли путём идёт русская жизнь? В обществе зрело недовольство царём, это привело к трагическим событиям на Сенатской площади в декабре 1825 года. Когда восстание было подавлено, страну накрыл мрак подозрительности, слежки и властного произвола. Свобода личности подавлялась. Одно упоминание имени шефа жандармов и Главного начальника Третьего отделения графа Бенкендорфа вызывало у всех страх. За неосторожно сказанное слово в сторону власти могли заключить под стражу, лишить всех званий, наград и отправить в ссылку.

Но даже в такое время в стране вызревали новые либеральные идеи. Философские учения славянофилов и западников взбудоражили русские умы. На страницах газет и журналов велись жаркие споры об историческом пути русского государства и общества.

Славянофилы видели свой особый ход русской истории. Развитие России определяли постулатами: самодержавие, народность, православие. Они не отрицали царскую власть, но жёстко критиковали крепостничество и отстаивали право человека иметь свои убеждения. Считали, что истинно русский человек должен быть православным. Православие освящает устои жизни, помогает не теряться в тяжёлых жизненных ситуациях. Церковь помогала русскому народу в борьбе с завоевателями, будь то Куликовская битва, изгнание поляков из Москвы или Отечественная война 1812 года.

Западники критиковали славянофилов за русскую «отсталость». Никакого особого пути у России нет, считали они, русские люди должны перенимать всё лучшее западное. Не только манеры, одежду — культуру во всём её многообразии, но и мысли. Боготворили Петра I за реформы, повернувшие Россию лицом к Европе, хотя признавали, что царские нововведения внедрялись в стране деспотично, народной крови пролилось немало. Западники отказывали  народным массам в управлении государством. Этим должны заниматься специальные люди, выходцы из высшего света.

К западникам принадлежал Белинский, он не воспринимал славянофилов и яростно с ними спорил. Но знакомство с Иваном Аксаковым произвело на него самое лучшее впечатление. «Между славянофилов могут быть порядочные люди», — сказал он после беседы с ним.

Иван Аксаков не подвергал сомнению единство народа и самодержавия. «Силу мнения — народу, силу власти — царю!» — таков его тезис. Но народ у него — не бесправная, послушная масса в руках власти. Народ должен иметь свои права и свободно выказывать своё мнение. К нему должно прислушиваться государство. Собственно, Аксаков одним из первых в России заговорил о правовом государстве и гражданском обществе.

Вполне естественно, что понимали Аксакова немногие. Власть одобряла его общественную деятельность (вот как сбор средств для русских и болгарских ополченцев во время русско-турецкой войны), но порицала его критику государственных органов. Иван Аксаков пользовался у царских чиновников репутацией неблагонадёжного.

Свои взгляды на недостатки русской жизни Аксаков часто излагал в письмах к отцу. Они стали известны Третьему Отделению, где занимались надзором за оппонентами царской власти. В марте 1849 года Аксакова арестовали. Император Николай I, ознакомившись с протоколом допроса, не увидел большой крамолы и приказал шефу жандармов князю Алексею Орлову «вразумить и отпустить» Аксакова. Его выпустили, но стали за ним следить, его стихи и статьи подлежали цензуре.

Из-за очередного конфликта с начальством (резкое неприятие вызвала поэма «Бродяга»)  Аксакову пришлось уйти со службы в Санкт-Петербурге и уехать в Москву. Здесь занялся журналистикой, стал редактировать журнал «Московский сборник», но его критические статьи и стихи раздражали. «Вкусили мы всю прелесть службы царской, // И видим: слишком мало толку в ней, // Чтоб ей отдать цвет лучших наших дней». Скоро журнал запретили, а Ивану Аксакову отказали впредь занимать должность редактора.

Безрадостно остаться без любимой работы. На помощь пришло Русское географическое общество, Аксакову предложили поездку в Малороссию. В результате через несколько лет появилась работа «Исследование о торговле на украинских ярмарках». Российская академия наук и Русское географическое общество оценили её высоко. Автору дали половинную Демидовскую премию и наградили большой Константиновской медалью.

Когда началась Крымская война (1853-1856), Аксаков, как истинный патриот, вступил в ополчение, а после войны вернулся в Москву. Продолжал писать гневные стихи, болея душой за народ, резко высказывался в адрес богатых бездельников. «Не стыдно вам пустых занятий, // Богатств и прихотей своих, // Вам нипочем страданья братии // И стоны праведные их!..». В грустные минуты Аксакову казалось, что стихи его никому не нужны, толку от его слов никакого. «Поэт, взгляни вокруг! Напрасно голос твой // Выводит звуки стройных песен: // Немое множество стоит перед тобой, // А круг внимающих — так тесен!».

Но этот круг был не так уж тесен, в России многие внимали голосу славянофила Аксакова. Известные русские композиторы писали на его стихи музыку. Александр Алябьев создал романс «Жаль мне и грустно, что ты, молодая, будешь томиться в глуши!..». Романс «Среди цветов поры осенней...» написал Милий Балакирев.

Стихи Аксакова были разбросаны по разным изданиям, отдельным тиражом при его жизни не выходили. Томик стихов был издан лишь только после смерти Аксакова в 1886 году, приложением к газете «Русь».

Женился Иван Аксаков поздно, на пятом десятке лет. Женой его стала Анна Тютчева, дочь  поэта и дипломата Фёдора Тютчева (Аксаков написал его биографию). Имения Аксаковых и Тютчевых — Абрамцево и Мураново — находились рядом. Близкое знакомство со временем переросло в привязанность. Была ли это большая любовь? Сложно сказать, одно достоверно, что зрелый человек нашёл в своей избраннице преданного товарища. Нравственно чистого душой. Таковым был он сам. Когда началась русско-турецкая война (1877-1878), о своём муже Анна Тютчева скажет: «Я горжусь тем безграничным доверием, с каким вся Россия шлёт в его руки помощь, предназначенную для славянского дела». Но вместе с тем переживала за его здоровье.

Иван Аксаков как председатель московского Славянского благотворительного комитета, помогал болгарам, поднявшимся на борьбу с Османской империей за свою независимость. Собирал деньги на обмундирование и оружие для болгарских дружин, такую же помощь оказывал русским добровольцам в Болгарии. Император Александр II поддержал инициативу Ивана Аксакова и высказал надежду, что помощь русским добровольцам будет действенная, а сами они «не посрамят русское имя за границей». Авторитет Аксакова в Болгарии был столь высок, что ему даже предлагали стать болгарским царём.

Война закончилась убедительной победой России. Болгария, страдавшая от турецкого засилья почти 500 лет, получила независимость по Сан-Стефанскому мирному договору. Иван Аксаков, всегда выступавший за славянское единство, встретил такое известие радостно. Но Австро-Венгрия, недовольная усилением России в Европе, стала строить козни  и своего добилась. Берлинский трактат изменил условия Сан-Стефанского мирного договора. Австро-Венгрия заполучила Боснию и Герцеговину (вот где зарыты истоки Первой мировой войны!), а территория независимой Болгарии существенно сократилась.

Иван Аксаков публично протестовал: «Ты ли это Русь победительница?». Такая горячая речь  главного русского славянофила вызвала неудовольствие властей, его выслали в деревню. Только через два года Аксаков вернулся в Москву. Ему разрешили издавать газету «Русь», однако он чувствовал себя уже неважно. Болело сердце. 8 февраля 1866 года его не стало. Вдове соболезновала вся Россия, своё соболезнование высказал император Александр III. Похоронили Ивана Аксакова в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, недалеко от усадьбы Абрамцево.

Смерть Ивана Аксакова потрясла русское общество. На протяжении многих лет он был духовным авторитетом всех славян. Во время русско-турецкой войны болгарские ополченцы называли себя «детьми Аксакова». Писатель и государственный деятель К.П Победоносцев написал большой некролог, в нём о роли Аксаковых в русской истории есть такие слова: «Это были честные и чистые русские люди, родные сыны земли своей, богатые русским умом, чуткие чутьём русского сердца, любящего народ свой и землю...».

Таким был Иван Аксаков, «богатый русским умом» славянофил, громко протестовавший против несправедливостей русской жизни и веривший в единство большого славянского мира. Он видел славян духовно раскрепощёнными и свободными. Такими, что вправе сами распоряжаться своей судьбой, без вмешательства всяких западных авторитетов. Иван Аксаков верил в Россию, считал, что она обязательно займёт своё достойное место в мире. Ему тоже верили, к его совестливому голосу прислушивались русские люди.

 

Иван Аксаков. Наше знамя – русская народность.

Книги Ивана Аксакова ЗДЕСЬ

konst

 

Источник Версия для печати