Бесплатно

С нами Бог!

16+

12:26

Суббота, 23 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Старый и новый стиль в исторических датах

27.12.2023 10:54

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков?

Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

 

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

 

юлианская дата

григорианская дата

разница

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X – 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III – 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III – 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III – 2100, 28.II

13 дней

 

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

 

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

 

 

Кузенков Павел Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Родился  19 июля 1969 года в г. Москва. В 1992 году Окончил МГТУ им. Н.Э.Баумана . В 1999 году окончил историко-филологический факультет Российского православного университета св. Иоанна Богослова С 1998 по 2006 г. работал в Церковно-научном центре "Православная энциклопедия". 

Основные публикации:

Свт. Фотий, Патр. Константинопольский. Окружное послание / Пер. с греч., вступ. ст. // Альфа и Омега. 1999. №3(21). С. 57-81.

Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003.С. 3-172.

"Хронография" Георгия Синкелла – Феофана Исповедника: хронологический аспект // KANIΣKION: Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И.С.Чичурова.М., 2006. С. 156-168.

"Великого книжника антиохийского возглашение о календах, нонах и идах": трактат о римских древностях в древнеславянской кормчей // Там же.С. 240-279.

Календарно-пасхалистические традиции в Византии и на Руси в XI–XII вв.: Сопоставление календарных трактатов Михаила Пселла (1092 г.) и Кирика Новгородца (1136 г.) // Вестник церковной истории. 2006. Вып.2. С. 102-135.

Споры о возрасте мира в Византии VII–XI вв. (О трех мировых эрах: александрийской, "протовизантийской" и византийской) // Византийский временник. 2007. Т.66(91). С. 93-124.

Хронологические расчеты у Климента Александрийского и происхождение традиционных дат Рождества и Богоявления // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2007. №3(19). С. 7-21.

Статьи в "Православной энциклопедии" и в "Большой российской энциклопедии" по истории Византии.

 

Читайте также:

 

Пасхалия западных христиан и каноны Православной Церкви / Православие.Ru (pravoslavie.ru)

 

ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ). :: Миссионерский центр им. преп. муч. Афанасия игумена Брестского (afanasiy.net)

konst

Источник Версия для печати