Бесплатно

С нами Бог!

16+

15:57

Четверг, 21 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

1910 год. Автопробег Петербург-Неаполь-Петербург на «Руссо-Балте»: 10 тысяч км и Везувий

28.08.2024 11:11

28 (15 по ст. ст.) августа 1910 года начался автопробег по маршруту Петербург — Неаполь — Петербург на автомобилях «Руссо-Балт», построенных на рижском Русско-Балтийском вагонном заводе.

В автомобильной истории России важное место занимает Русско-Балтийский завод в Риге. Именно там, где ранее изготовляли вагоны, впервые было налажено промышленное производство отечественных автомобилей.  Чтобы прорекламировать продукцию не только в России, но и за рубежом, и доказать выносливость машин было решено проводить автопробеги. Одним из крупнейших стал пробег Петербург-Неаполь-Петербург, организованный в 1910 году.

 

Автопробег, проходивший по маршруту Санкт-Петербург — Берлин — Сен-Готард — Рим —Неаполь — Берлин — Санкт-Петербург начался 28 августа 1910 года. В нем принимало участие 5 человек, в том числе знаменитый фотограф Виктор Карлович Булла.

Первый серийный «Руссо-Балт» был выпущен всего за год до этого — в мае 1909 года, и сразу же подвергся тщательным испытаниям. Автомобиль преодолел 600 верст между Ригой и Петербургом всего за 8 часов. Потом машина приняла участие в пробеге Петербург-Рига-Петербург и нагнала еще 1177 км.

Автомобиль, на котором путешественники проехали всю Европу, вообще оказался на редкость крепким: весной того года он уже совершил пробег Петербург — Киев и обратно. 

Капитаном экипажа, направлявшегося в Рим и Неаполь, был выдающийся российский автогонщик, ученый, журналист и общественный деятель Андрей Платонович Нагель. Он был победителем множества гонок и соревнований как в России, так и за рубежом.

В пробеге автомобиль преодолел более 10 тысяч км, в том числе и подъем на Везувий. «Руссо-Балт» не выявил никаких неполадок, кроме прокола шин. Кстати, все шины, кроме одной, на машине были иностранного производства и на разных участках следования вышли из строя и потребовали замены. Только шина российского производства выдержала весь путь, то есть около десяти тысяч верст.

«Туристы жаловались на невозможное состояние шоссейных дорог в Италии, где им пришлось месить жидкую грязь в выбоинах почти на всем протяжении от Рима до Неаполя, — сообщал обозреватель «Нивы». — В Неаполе русские автолюбители поднялись на Везувий по ужасной, заваленной обломками лавы и камней, дороге. Очень трудную часть пути представлял пробег по Тиролю по крутым горным дорогам. На одном месте крутизна была так значительна, что автомобиль лишь с огромным усилием одолел ее. Как раз на этом же месте год тому назад разбился один автомобиль, покатившийся назад и своевременно не затормозивший».

 

Примечательно, что Нагель всегда ездил на одном и том же автомобиле с заводским № 14, при этом он никогда его не переделывал. В ходе автопробега, «Руссо-Балт» помимо выносливости продемонстрировал прекрасные скоростные качества — он набирал 87,5 км/ч, а расход топлива составлял 13,5 л на 100 км пути, что было довольно экономично.

«Этот пробег русских туристов на русском автомобиле был выполнен более чем удачно, — говорилось в публикации журнала «Нива». — И послужил к тому, что за границей серьезно заинтересовались русским автомобильным строительством… Этот пробег является настоящим торжеством русской автомобильной техники и русского туризма».

Андрей Нагель, организатор первого международного российского автопробега, выдающийся автогонщик, журналист и общественный деятель, которого современники называли «человеком, поглощающим пространство и закусывающим шинами», считал, что подобный пробег поднимет интерес к автоспорту.

На той же машине он в 1911 году участвовал в ралли Монакского автомобильного клуба. В России его успех был отмечен не только спортивными наградами. Император Николай II собственноручно вручил ему почетный орден Святой Анны 3‑й степени.

Российские автомобили легко вставали в ряд с европейскими аналогами, их отличали не только отменные технические характеристики, но и элегантный внешний вид. С 1910 по 1914 автомобили «Руссо-Балт» участвовали в 16 крупных соревнованиях, а также выставках в России и за границей и удостоились нескольких наград, в том числе большой золотой медали на Международной автомобильной выставке 1910 года и первого приза за пробег Петербург-Севастополь.

 museum

Участники пробега в автомобилях подъезжают к гостинице «Англетер»

 fh

Организатор автопробега Андрей Платонович Нагель с супругой на собственном автомобиле Руссо-Балт

 

Сайт «Дилетант» — diletant.media

Источник Версия для печати