Положение здравоохранения в России в конце XIX века находилось далеко от удовлетворительного, хотя уже были достигнуты и ощутимые успехи. Принцип всесословности и общедоступности явился настоящим прорывом русской медицины. С 1880-1890-х гг. земства перестали брать плату с амбулаторных больных (сначала на фельдшерских пунктах, а затем и на врачебных приемах).
Бесплатными были амбулаторное лечение, лечение в больницах, хирургическая и специальная помощь, родовспоможение. Плата за медпомощь к 1910 году сохранялась только в уездных городских больницах и лишь для пациентов из других уездов.
Таким образом, "великое завоевание Октября", бесплатное медицинское обслуживание, было в целом достигнуто в Императорской России уже в конце XIX столетия. Однако по-прежнему высокой оставалась смертность от острых инфекционных заболеваний: чумы, чёрной оспы, холеры, тифа.
Проблема здравоохранения в Российской Империи была предметом особой заботы Императора Николая II сразу же после его вступления на престол. Коренное улучшение состояния здравоохранения в России было выдвинуто Николаем II на первый план. Государь неуклонно добивался улучшения медицинского обслуживания населения страны. Здоровье нации стало при нем одним из приоритетов социальной политики.
В годы его царствования русская медицина получила международное признание, в Российской Империи сложились выдающиеся научные школы, во многом опередившие развитие медицины и здравоохранения в ХХ столетии.
11 января 1897 года Николаем II под председательством принца А.П. Ольденбургского была утверждена Особая комиссия о мерах предупреждения и борьбы с чумой, добившаяся больших успехов на этом направлении.
При Николае II получила мировое признание русская научная медицина, которая не могла бы развиваться без государственной поддержки. В эпоху Императора Николая II впервые были удостоены Нобелевской премии русские ученые: физиолог И.П. Павлов (1904 г.) и микробиолог И.И. Мечников (1908 г.). Русские ученые провели новаторские исследования структуры мозга, стояли у истоков таких областей медицины как судебная психиатрия, гинекология и гигиена, были основоположниками электрофизиологии и электрокардиографии. В начале ХХ века в России выходило свыше 150 общих и специализированных научных медицинских журналов.
17 марта 1912 года на особом Журнале Совета министров по вопросу об учреждении Междуведомственной комиссии для пересмотра врачебно-санитарного законодательства Император Николай II написал: «Согласен. Дело это вести ускоренным ходом». Такая комиссия была создана во главе с председателем Медицинского совета МВД, почётным лейб-хирургом академиком Г.Е. Рейном.
Весной 1912 года комиссия представила свой проект преобразования центрального и местных органов управления врачебно-санитарным делом в Империи, которую Государь утвердил, отметив: «Внести в Совет министров. Продолжать вести дело ускоренным ходом».
Николай II поддержал внедрение в Российской Империи территориальной системы врачебных участков, которой не было нигде в мире. Эту систему потом заимствовали большевики и, как у них было принято, выдали за свое изобретение. В ходе реформы здравоохранения в Российской Империи сложилась трехзвенная структура медицинской помощи населению: врачебный участок, уездная больница, губернская больница. Лечение в этих медицинских учреждениях было бесплатным.
Особенно успешно продвигались борьба и профилактика острых инфекционных заболеваний. Если в период с 1891 по 1895 год в России от острых инфекционных заболеваний в среднем умерло 587 тыс. человек, то за период с 1911 по 1914 г. - 372 тыс. человек, следовательно, смертность от этих болезней сократилась в 2,5 раза.
Быстрыми темпами развивалось открытие новых больниц и медицинских учреждений. В 1914 году в Империи насчитывалось 22 772 врача, 28 500 фельдшеров, 14 194 акушерки, 4 113 зубных врачей, 3 125 дантистов. Сеть аптек в 1913 году была представлена 5 011 аптеками, 13 357 фармацевтами. В 1913 году в 17 медицинских вузах училось 8 600 студентов.
В 1901 году в России медицинскую помощь получили 49 млн человек, через три года, в 1904-м, - 57 млн, еще через три года, в 1907-м, - 69 млн, в 1910-м - 86 млн и в 1913-м - 98 млн.
Всё это вместе взятое привело к значительному понижению общей смертности. Если в 1906-1911 годах число смертей на тысячу жителей достигало 29,4, то в 1911-м 26, а в 1912-м - 25 на тысячу жителей.
Высокая смертность в России, особенно детская, давно является предметом спекуляций со стороны как раньше советских, так сегодня и западных исследователей вопроса. Говоря о смертности в России, следует учитывать обширность её территории, большую численность ее населения и преобладающий аграрный характер его деятельности. Сравнивать ситуацию с уровнем смертности в России, например, с Великобританией, очень сложно. Естественно, что здравоохранение 41,5 млн англичан (на 1900 г.), из которых большинство было горожанами, проживавших на территории площадью 240 579 км2, осуществлять было несравненно легче, чем здравоохранение 94,244 млн россиян даже только Европейской России площадью 3 960 000 км2, живущих в основном в деревнях.
Кроме того, совершенно не учитывается уровень рождаемости и смертности в Индии, коронной территории Британской империи, не говоря уже о других доминионах и колониях. В той же самой Индии только от эпидемий чумы в 1865-1917 гг. умерло 23 млн человек.
Ещё одной спекуляцией в отношении детской смертности в Императорской России последнего царствования является сравнение ее с ситуацией с детской смертностью в СССР в пользу последнего. Во-первых, следует отметить, что детская смертность при Николае II неуклонно снижалась. Что касается СССР, то в 1920-1940-х гг. детская смертность в нем, несмотря на все усилия и постепенную урбанизацию населения, продолжала оставаться высокой, и мало отличалась от детской смертности в Российской Империи.
Никакого "прорыва" в деле борьбы с детской смертностью с крушением Императорской России в государстве "рабочих и крестьян" не произошло. Резкое и качественное снижение цифры умерших детей в Советском Союзе происходит, начиная с 1948 года, когда на 1000 родившихся детей до 1 года умерло всего 84, в 1950 году - 81, в 1952 - 75.
Объяснение этому простое: именно в годы войны в СССР началась эпоха антибиотиков, которое коренным образом изменило ситуацию с детской смертностью. Не вызывает сомнений, что если бы при Императоре Николае II существовали антибиотики (пеницилли́ны — антимикробные препараты, относящиеся к классу β-лактамных антибиотиков были открыты Александром Флемингом в 1928 году), то и картина с детской смертностью выглядела бы совсем иной.
Источник Версия для печати